Сибирские огни, № 12 - 1971
К 150-летию со дня рождения Н. А. НЕКРАСОВА АЛЕКСАНДР СМЕРДОВ Некрасов в Сибири Конечно, Некрасов непосредственно не был никогда в Сибири, хотя великому гла шатаю безмерных бедствий и вольнолюби вых чаяний народных, многострадальной доли и грядущего счастья родной земли, по добно Григорию Добросклонову и многим другим героям Музы мести и печали, всю жизнь «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Только каким-то чудом поэт-граж данин избежал сибирских этапов и канда лов. Полицейский шпик и наушник Фад дей Булгарин, истративший немало иуди ных чернил на поношение Пушкина, Белин ского и других свободолюбивых умов и и талантов России, в своих доносах прямо называл Некрасова «отчаянным коммунис том», стихи которого «страшно вопиют в пользу революции». А самодержавная реак ция в ту пору гнала под конвоем в Сибирь, гноила в каторжных острогах и рудниках и не столь опасных вольнодумцев и народ ных заступников. Разумеется, речь идет здесь и не о та кой жизненной и революционно деятельной близости и связи Некрасова с Сибирью, какая выпала на долю великих его спод вижников и современников Чернышевского и Достоевского. Но именно через них и других узников Сибири с юности и до кон ца дней своих поэт всей душою, творчески ми замыслами и революционными устремле ниями был постоянно и глубоко привязан к далеким «пустыням снеговым», где томи лись и погибали «за честь отчизны, за убежденье, за любовь» многие «отечества достойные сыны», где «в осколки твердый камень убогий труженик дробит, а из-под молота летит и брызжет сам собою пла мень» надежды и веры в освобождение народа исстрадавшейся Родины. Как сам поэт, его мученическая и стои ческая, гневная и непримиримая Муза ро дилась, созревала и во всю свою неизбыв ную мощь и страсть зазвучала на берегах Волги, где «всему начало» — все жизнен ные, природные, творческие истоки, питав шие и насыщавшие некрасовскую поэзию с первых и до последних ее глаголов. Кому из нас. со школьной хрестоматии и на всю жизнь не западают в душу и память по трясающие, рыдающие и набатные, эпи ческие и песенные раскаты: «Выдь на Вол гу, чей стон раздается над великою русской рекой?», «Волга! Волга! Весной многовод ной ты не так заливаешь поля, как великою скорбью народной переполнилась наша земля»?! Еще в детстве, услышав на «род ной реке» «стон и вой протяжный» бурлац кой тягловой песни, увидев страшные кар тины крепостного труда и безысходной нужды людской, поэт «в первый раз назвал ее рекою рабства и тоски». Но вместе с этим клялся ей в сыновней привязанности и верности — «любил ли кто тебя, как я!» — восторженно воспевал и живописал ее «светлую и величавую даль и ширь», «вра чующий простор» волжской природы, рус ской земли. В поэтическом образе Волги, едва ли не самом великолепном и вдохно венном в русской литературе, поэт с не повторимой и непревзойденной силой и ши ротою воплотил и раскрыл живой образ своей Родины, многострадальной и зака баленной, но таящей в недрах своих вулка ническую «силу несокрушимую», образ рус ского «народа-героя, в борьбе суровой не шатнувшегося до конца», его «необуздан ную, дикую к угнетателям вражду и дове ренность великую к бескорыстному труду». С Волгой связан и образ светлого будуще го Родины, о котором так страстно мечтал, которое так гениально предвещал поэт: «Иных времен, иных картин провижу я на чало в случайной жизни берегов моей реки любимой»... Возможно, это покажется несколько предвзятым и субъективным, но когда вчи тываешься и вдумываешься в великое не красовское наследие с точки зрения его об щественно-исторического содержания и свя зи с нашей современностью,— как-то не вольно связывается в представлении Волга, волжская земля с Сибирью, образ которой в поэзии Некрасова и противостоял, и во многом дополнял, расширял образ Волги в его художественном, социальном обобще нии, в отражении русской истории и дейст вительности, в утверждении передовых ре волюционно-демократических идей своего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2