Сибирские огни, № 12 - 1971
дительно показано Потаниным на этнографи ческом и фольклорном материале, наглядно открывшем картину взаимовлияния восточ ного и западного миров. Культурный подъем азиатской цивилиза ции Потанин ставил в зависимость от эконо мического, политического и духовного разви тия Сибири, призванной, по его мнению, сво им географическим положением и своей исто рической судьбой быть посредствующим зве ном между Западом и Востоком. Будущее развитие мировой культуры, по мнению По танина, состоит в слиянии азиатских и евро пейских форм цивилизации и их взаимном обогащении через Сибирь, как мост, соеди няющий Европу и Азию. Потанин считал природу (климат и рель еф) определяющим фактором жизни наро дов. Вообще территориальный принцип он полагал главным связующим звеном в жиз ни народов, возвращаясь к уже пройден ным наукой социологическим теориям XVIII века, провозглашенным еще Мон тескье и его школой. В соответствии с этими обветшалыми воззрениями Потанин утверждал, что вся жизнь в Сибири определяется климатом, ко торый обусловливает всю культуру и весь образ жизни ее населения, вплоть до на правлений в живописи и музыке. А разли чие физических условий ведет за собой эко номические особенности как производные от климата. В силу этого в основу объединения (или разделения) человеческих коллективов должен быть положен не этнографический (национальный) или историко-традиционный принцип, а территориально-экономический. Вот почему, как утверждал отец областниче ства, интересы сибирского рабочего ближе интересам сибирской буржуазии, чем петер бургского пролетариата. Утверждая сущест вование особых сибирских интересов, Пота нин считал, что переход власти в руки ра бочего класса в «метрополии» никоим обра зом не уничтожит антагонизма «Сибири и Москвы». Потанин считал Сибирь колонией царской России в самом худшем значении этого по нятия. Главной причиной антагонизма Рос сии и Сибири, по его представлениям, была хищническая эксплуатация богатств края «московской буржуазией», борьбе с которой он посвятил много сил. Утверждая суще ствование особых сибирских интересов, чуж дых и даже противоположных «Москве», По танин проповедовал гармонию между различ ными классами сибирского населения, объек тивно тем самым помогая местным капита листам завоевывать экономическое господст во в Сибири. Наряду с этим, Потанин выступал в за щиту интересов трудящихся масс Сибири, особенно крестьянства, которое он считал основным классом. Историю человечества во обще и историю Сибири в частности он рас сматривал как грандиозную работу наро дов, как историю масс, «когда из мелких дел невеликих людей создается величественное сооружение». Потанин — горячий защитник «сибирских инородцев», с неменьшей, чем Ядринцев, страстью выступавший в их за щиту, против всяких форм угнетения и эксплуатации. Особенно им владела мысль о будущем духовном родстве между русским обществом и сибирской «инородческой» сре дой, о сближении между русским и нерус скими народами Сибири, первые ростки ко торого (как он уже видел в свое время) всходят вопреки колонизаторской политике самодержавия. Все это не помешало, одна ко, Потанину отказаться от революционных идей молодости, выступить против насилия как средства переустройства общества и провозгласить просвещение основным ору дием прогресса. Под идейным руководством Потанина об ластничество все более становилось рупором сибирской буржуазии, блокируясь с кадета ми. Революция 1905 года оживила областни ческую деятельность. В Томске Потаниным и его единомышленниками был составлен проект учреждения сибирского земства и сибирской областной думы — основной про граммы поздних областников. Одна ко, несмотря на внешнюю активную деятель ность, областничество уже переживало все более глубокий кризис. Одна его часть при мкнула к большевикам, а другая уходила вправо, в стаи контрреволюции. Окончательное падение областничества совершилось в годину грозных испытаний революции и гражданской войны. Сибирская контрреволюция воспользовалась аморфной программой областничества и под его фла гом объединила группировки всех мастей, заставляя уже ослепшего и одряхлевшего Потанина подписывать всякого рода воззва ния и обращения и председательствовать на различных собраниях и митингах. Нет сом нения в том, что последние годы своей жиз ни Потанин находился во власти политиче ских авантюристов, использовавших его ав торитет для прикрытия своих грязных махи наций. Потеряв ореол «народолюбца» и «божье го человека», Потанин умер в одиночестве, за бытый всеми. Вместе с его смертью сошла в небытие и идея областничества, развеян ная революцией. Но, испытывая понятную антипатию и от вращение ко многим областникам позднего периода, мы не можем распространять это отношение на тех, кто в далекие годы XIX века ратовал за всестороннее развитие Сибири, кто в трудных условиях, подверга ясь лишениям и репрессиям, боролся'за бла госостояние трудового народа, за его граж данские права и культурное развитие. Имен но так (мы это видели) подходили к област ничеству сибирские большевики; так же под ходят к нему теперь и многие историки. О том, что подобный подход и является единственно правильным, свидетельствует следующий факт. В 19)8 году (когда сибирская контррево люция, прикрываясь флагом областничества, вела ожесточенную борьбу с Советской вла стью) сын Н. М. Ядринцева Лев Николае
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2