Сибирские огни, № 12 - 1971
к этой категории общественных деятелей. (Добавим, кстати, что деятельность всех вышеназванных лиц, как и многих других, всегда была подспорьем для русских ре волюционеров). Ядвинцев был прежде всего сибирским публицистом и ученым. Однако он никогда не замыкал себя в «Сибирской скорлупе». Напротив, именно областнические воззрения приводили его (хотя и своеобразным путем) к постановке общероссийских и даже миро вых проблем. Но и вне связи с Сибирью Яд- ринцев неоднократно обращался к общерос сийским вопросам. В частности, известны его многочисленные статьи в защиту русского крестьянства, страдавшего от гнета помещи ков и царского государства30. В интересах крестьян европейской России, как и сибир ских, он также выдвигал целую программу мер — вплоть до экспроприации помещичьих земель. Ядринцев всегда был на стороне де мократических сил России. Его отношение к Чернышевскому и Герцену, Некрасову и Плещееву, Елисееву и Салтыкову-Щедрину красноречиво свидетельствует об этом. Живя в Петербурге, Ядринцев активно участвовал в русской общественной жизни. Причем его деятельность не всегда была ле гальной. Он сотрудничал, например, в газете «Общее Дело», издававшейся в Женеве и объединявшей противников самодержавия. В Женеве же в 1891 году вышла (аноним но) его брошюра «Иллюзия величия и ни чтожество», которая, наряду с другими не легальными изданиями, тайно распространя лась в России.31 Эта маленькая книжка — блестящий образец антиправительственной литературы, она написана убежденно, стра стно, словно единым дыханием. Это крик ду ши р у с с к о г о патриота-демократа, проте стующего против жестокой реакции Алек сандра III. Все «основы» существовавшего тогда «порядка» подвергнуты в этой работе уничтожающей критике. Ставка на дворян ство и духовенство, «полицейские палки и розги», превратившие Россию в «большую тюрьму», издевательства над политическими ссыльными, угнетение национальных мень шинств, ограждение страны от западной культуры и насаждение мракобесия, жесто кие тиски, которыми сжата литература, прес са, мысль — все это разоблачается Ядринце- вым смело и беспощадно. И один из глав ных объектов его атаки — «основа основ» режима Александра I I I— самодержавие. «Политический строй выходит весьма ориги нальным и совсем непонятным для европей ского ума, да и вообще для общечеловече ского,— пишет Ядринцев.— Реставрировать идеал автократии, абсолютизма и священно го авторитета монарха, заключающего бла женное всемогущество, всезнание, божест венную безгрешность и безошибочность? Но ведь это мифология, кто же в нее верит, кроме невежественного дикаря». «...Все бюрократические надстройки,— продолжает он,— все искусственные коллегии, совеща тельные и блюдущие законы, купно с госу дарственным советом и правительствующим сенатом явились ненужными лесами около> прочной колонны самодержавия».32 Приводя факт «высочайшего одобрения» физической расправы с крестьянином, Ядринцев отмеча ет: «Это решил тот, кто считается таким сто ронником и покровителем русского мужика, у кого мания к мужичеству доходит до об лачения в охабен и до гимнастических уп ражнений с топором в саду Гатчинского дворца. Как же это примирить! Любить и драть как Сидорову козу!.. Высшее «одоб ряю» явилось сигналом к порке...» А жалобы на произвол «глохнут в омуте всеобщего бес правия»33. Вместе с тем Ядринцев подчерки вает, что существующий в России режим вызывает протест, а жестокие расправы с не довольными только подливают масла в огонь. Он пишет: «Мы не Знаем ничего о политиче ском состоянии умов благодаря крепко за пертым воротам Петропавловской крепости и негласным процессам. Но брожение, види мо, не прошло... Даже в армии не совсем спокойно... Открыты военные заговоры... Сту денчество и университеты только по-видимо му спокойны... В Москве панихида по Чер нышевскому показала, что система педелей и полиция не изгладили воспоминаний и ува жения молодежи к великим людям своего отечества. Целый ряд протестов в универси тетах навлек «кутузку» и много жертв... )3а- тем исключение из университетов и высыл ка, теперь создают новый горючий материал. Все последовательно в смысле системы, и, конечно, остается ждать только новых про явлений»34. Таким был Н. М. Ядринцев, человек, идеи которого определили общий характер обла стничества в его первый период. Духовная драма Ядринцева, которая терзала его в по следние годы жизни и привела его в конце концов к трагической развязке (самоубий ству), была по сути дела отражением исто рической, драмы областничества как демо кратического течения. Жизнь показала его бесперспективность. Движение стало эволю ционировать вправо, к буржуазному либера лизму, постепенно вырождаясь в жалкое эпи гонство и становясь орудием в руках реак ционеров и политических авантюристов. После трагической смерти Ядринцева вновь вернулся к политической деятельности Г. Н. Потанин. Г. Н. Потанин проявил себя как выдаю щийся ученый, оставив благотворный след в науке как многогранный талантливый иссле дователь — путешественник, этнограф и фольклорист. В своих научных изысканиях он исходил из идей, впитавших в себя на ряду с консервативными передовые взгляды русской и западноевропейской науки. Ему были чужды разделение и противопоставле ние Запада и Востока. Потанин рассматри вал историю развития мировой культуры с позиций единства человечества и общечело веческой культуры, как процесс постоянного взаимовлияния и взаимного обогащения культур разных народов. Духовное единство народов Востока и Запада, единство основ ных этапов их исторического развития убе- Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2