Сибирские огни, № 12 - 1971
стративно-чиновничьего аппарата Сибири он рассматривал как враждебную народу над стройку, с помощью которой царское пра вительство осуществляет свою колониаль ную политику. Органические пороки всей системы управления окраиной, так же как чудовищные злоупотребления и произвол местной власти,— постоянный предмет об личений в книгах, статьях и фельетонах Ядринцева. Это же было одной из главных задач его газеты «Восточное обозрение». Не случайно эта газета сразу же сделалась популярной в Сибири. Не прошло несколь ких месяцев с начала ее выхода, а томский губернатор уже с неудовольствием отме чает, что «Восточное обозрение» — самое распространенное издание в Сибири, и объ ясняет — почему: газета «читается здесь во всех слоях общества, статьи и корреспон денции, касающиеся Томской губернии и особенно здешних властей, переходят из рук в руки, из уст в уста, и, чем известие или замечание редакции резче и пикантнее, тем скорее распространяется напечатанное»27. Едва начала выходить газета, а в Петер бург уже полетели жалобы «оскорбленных» сатрапов; поток этих посланий не иссякал долгие годы. Генерал-губернаторы Восточ ной Сибири, Степной, губернаторы: амур ский, енисейский, томский, тобольский, семи- реченский, акмолинский, перебивая друг дру га, жаловались министру внутренних дел, главному управлению по делам печати, су дебным инстанциям на то, что газета «Во сточное обозрение» дискредитирует сибир скую администрацию, что она имеет «зло вредное направление», что вокруг газеты группируются «все подстрекательские лич ности» — политические ссыльные, которые являются ее главными сотрудниками и кор респондентами, что «г. Ядринцев с очевид ной наглядностью стремится... к ослабле нию авторитета и уважения власти», что он «уже стремится к деморализации народ ных масс и к возбуждению беспорядков» и т. д.28 Что ж, тут многое справедливо! Надо отдать должное сибирским чиновни кам и в другом: они сумели увидеть, что Ядринцев ведет борьбу не только против местной администрации, но и против пра вительства, агентом которого эта админист рация является. После выхода первых двух десятков номеров «Восточного обозрения» {1882 г.) генерал-губернатор Восточной Си бири уже отмечал, что газета отличается «резким противоправительственным направ лением». Прошло десять лет, и то же долж ностное лицо (хотя уже другой человек) вновь вынуждено констатировать, что Яд ринцев, «отличавшийся всегда крайне либе ральным направлением», пропагандирует в газете «свои противоправительственные идеи»29. Вопли сибирских чиновников не остались, разумеется, без ответа. Газета неоднократно получала предупреждения и приостанавливалась, цензура сдавливала ее ¡все сильней и сильней, редактор несколько раз должен был защищаться в суде. (Су диться приходилось не только против чи новников, но и против капиталистов). Так складывались отношения Ядринцева с «сильными мира сего». Изложенные выше взгляды Ядринцева, так же как и его практическая деятель ность, достаточно убедительно, как нам ка жется, говорят о демократическом характе ре его мировоззрения. Конечно, ему были свойственны многие слабости и ошибки: ве ра в возможность существенно улучшить положение трудящихся в условиях царской России, надежда на крестьянскую общину как основу будущего социального устройства Сибири, переоценка роли просвещения как средства решения общественных задач и другое. Несостоятельной была и сама его областническая теория (противопоставляв шая Сибирь европейской России), а следо вательно, и стремление осуществить демо кратические идеалы на почве областниче ства. Все это объясняется, в конечном сче те, социально-экономической и политической отсталостью Сибири второй половины XIX века. Эта отсталость не позволяла за щитнику сибирского населения подняться выше мелкобуржуазного радикализма. Потерпев неудачу в попытке револю ционного решения стоявших перед Си бирью задач, Ядринцев стал искать иных, мирных путей, стал бороться за реформы. (Это отнюдь не означало, что он в какой- либо степени примирился с самодержавием или признал власть его правомерной хо тя бы ограниченно. Он по-прежнему нена видел царизм — и не только как областник, но прежде всего как демократ). Одна груп па предлагаемых им реформ (земства, глас ный суд, некоторые экономические преоб разования) была в интересах не только тру дящихся, но и буржуазии, хотя, как пола гал сам Ядринцев, эти реформы должны были, в частности, служить средством борь бы именно с буржуазией. Другая же груп па (меры против кабалы, помощь крестья нам, улучшение положения рабочих, защи та аборигенов от эксплуатации и др.) уже не только субъективно, но и объективно была в интересах только трудящихся и про тиворечила стремлениям буржуазии. При няв во внимание эту направленность пред лагавшихся Ядринцевым реформ и учиты вая, что он не просто «предлагал» их или «просил», но активно и стойко боролся за них, мы не можем не прийти к выводу о том, что «реформизм» Ядринцева вовсе' не противоречил его демократизму. В самом деле, кому придет в голову сомневаться в демократизме, скажем, А. П. Чехова на том основании, что он не был революционером? А В. В. Стасов, В. Г. Короленко, Г. 3. Ели сеев, А. П. Щапов? Конечно, эти деятели, не будучи революционерами, не могли ви деть верной дороги к свободе и народному благу. Но кто скажет, что они не служили народу и не были ему верны? Кто скажет, что они (и субъективно, и объективно) не защищали интересов народа? Кто, следова тельно, сможет сказать, что они не были демократами? Ядринцев относится именно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2