Сибирские огни, № 12 - 1971
тиранами и мошенниками родной страны. Эти выродки, производя отталкивающее впечатление, клали позор на все сибирское население»25. Ядринцев никогда не был ни сторонни ком капитализма как системы, ни сторон ником буржуазии как класса. Но факт су ществования сибирской буржуазии он не мог, конечно, игнорировать; отношение к буржуазии занимает поэтому важное место в системе его общественно-политических взглядов. В начале 70-х годов, находясь в ссылке, Ядринцев много времени уделял изучению социально-экономической литературы и в том числе работам К. Маркса. Под извест ным влиянием Маркса он составил и изло жил (в письмах к Потанину) свой взгляд по вопросу. о развитии капитализма в Си бири. Суть состояла в следующем. Капита лизм, считал Ядринцев,— естественная и универсальная стадия прогрессивного раз вития; не может миновать его и Сибирь. Как бы ни была эта стадия нежелательна с точки зрения субъективной, она будет полезна, так как возникнет и разовьется промышленность, которую рабочие и кре стьяне сами, не имея капиталов, создать не в силах. Создав промышленность, сгруппи ровав и обучив рабочих, капитализм тем самым выполнит свою миссию, после чего последует борьба за эмансипацию рабочего и возникнет «общинная артельная органи зация», т. е. социализм. Но все это, конечно, дело будущего, так как развитие капита лизма в Сибири только начинается. Ядринцев полагал, что до тех пор, пока буржуазия выполняет свою прогрессивную миссию, следует бороться не против нее как таковой, а лишь против ее злоупотреб лений. Сибирские условия, думал он, осо бенные; они позволят обществу держать буржуазию в определенных рамках, не да вая ей чересчур усилиться и установить свою олигархию. При этом буржуазии сле дует внушать сознание нужд Сибири, что бы она направляла развитие промышленно сти «по правильному пути», имея в виду не только интересы своего кармана, но и интересы всего сибирского общества. Таким образом, если вопрос о судьбах капитализма в Сибири решался Ядринце- вым в целом верно, то в его надеждах на ограничение буржуазии и на использование ее в интересах общества было, как видим, много наивного. И жизнь быстро развеяла эти иллюзии. Стремительный рост сибир ской буржуазии заставил Ядринцева со дрогнуться; картина реальной действитель ности далеко не соответствовала мечтаниям идеалиста. В 80-е годы он уже совсем, по- иному говорит о буржуазии: теперь она представляется ему страшной силой, гос подствующим классом сибирского общества, который, находясь в союзе с чиновниками, составляет «комплот против остального на селения». Ядринцев с тоской наблюдает «гигантский рост буржуазии», ему пред ставляется, что «для Сибири наступает царство антихриста». С горькой- иронией высмеивает он свои недавние надежды на то, чтобы внушить буржуазии идею служе ния родине. Но, как полагает Ядринцев, не все еще потеряно, с буржуазией можно бо роться. Многочисленные социальные и эко номические меры в пользу трудящихся (частично они указаны выше), а также вве дение земства, гласного суда, свободы пе чати— вот противовес, с помощью которого общество может пересилить буржуазию. Особые надежды в борьбе с буржуазией Ядринцев возлагает на крестьянскую об щину. Если в начале 70-х годов, опять-таки под влиянием К. Маркса, Ядринцев близко подходил к правильному взгляду на общи ну (в том числе сибирскую) как на явле ние отмирающее, то впоследствии, сохраняя этот взгляд на общину европейской России, он для Сибири делает исключение:, сибир ская община рассматривается им теперь как живое, развивающееся начало, «в котором лежат прочные задатки будущей граждан ской жизни». Интересно отметить, что отказ Ядринце ва от надежды использовать буржуазию в интересах общества (так же, как переход его к апологетике общины) совпадает с другим важным явлением: он уже не на стаивает на том, что капитализм в Сиби ри — закономерная и неизбежная стадия. «Цивилизация,— пишет Ядринцев,— изведа ла горькие плоды крупной заводской про мышленности и с верою обращается к кус тарной. Здесь она видит осуществление луч шего принципа заводского товарищества и завещает лелеять эту промышленность, раз вивать ее. Мы стоим на распутьи, в наших руках выбрать ту или другую дорогу»26. Несомненно, что в теоретическом отно шении Ядринцев совершил серьезное от ступление: вместо более или менее верного взгляда на развитие капитализма в Сиби ри — утопические идеи об ориентации на кустарную, промышленность и крестьянскую общину. Но почему это произошло? При чина такой перемены — страх Ядринцева перед буржуазией, нежелание примириться с ее угрожающим ростом. Куда могло толк нуть Ядринцева это чувство? К марксизму? Нет, для восприятия марксизма у него не было «базы»: в Сибири еще не развился пролетариат, не развернулось рабочее дви жение. Не случайно марксистские положе ния, воспринятые Ядринцевым в начале 70-х годов, затем постепенно «выветрива лись» из его мировоззрения. Так куда же? К народничеству! Это не значит, что Яд ринцев стал народником; но что он пришел к некоторым народническим положениям — бесспорно. Это тем более понятно, что, во- первых, Сибирь была еще более отсталой, чем европейская Россия, а, во-вторых, на роднические взгляды постоянно «носились в воздухе» вокруг Ядринцева и воздейство вали на него Другим (наряду с буржуазией) врагом трудового населения Сибири была, по Яд“ ринцеву, бюрократия. Все звенья админи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2