Сибирские огни, № 12 - 1971
требует помощи у властей и т. д. «Мои вопли и убеждения о голоде увенчались успехом,— сообщает он в письме.— Пере ведены и назначены суммы на продоволь ствие населению и будет выдано на посе вы».14 Ядринцев основывает в Тобольской губернии поселок (получивший название «Ядринцевский»), который населяется крестьянами-переселенцами. Жизнь кресть ян этого поселка была впоследствии срав нительно зажиточной, так как участок был выбран исключительно удачно. Там была и школа. Крестьяне помнили и любили Яд- ринцева. Однако, как это часто бывало и с другими деятелями, личность Ядринцева в сознании крестьян быстро обросла легенда ми. Говорили, что умер Ядринцев в Тоболь ске (в действительности — в Барнауле) и что его будто бы отравили; что он якобы оставил наследство на нужды школы, но деньги эти от крестьян утаили. (Впрочем, если внимательно присмотреться к этим на ивным выдумкам, можно увидеть в них оп ределенный смысл). Работа Ядринцева сре ди крестьян в 1892 году была частью той широкой кампании, которую передовая об щественность России развернула в то время для оказания помощи бедствующему народу. Забота о судьбах сибирского крестьян ства была и главным мотивом последней поездки Ядринцева — на Алтай, весной 1894 года (Ядринцев умер на пятый день после приезда в Барнаул, 7 июля). Подготов ку к этой поездке он начал с разгрома всех официальных проектов устройства крестьян на Алтае. «Мы объявили «крестьянскую вой ну», или поход за сибирских крестьян про тив чиновников-регламентаторов»,— сооб щает Ядринцев В. И. Семидалову. «...Еще раз хочу быть полезен крестьянству и не дать его в обиду»,15— добавляет он в дру гом письме. Поистине можно сказать, что верность крестьянству этот человек сохранил до последнего вздоха. Но было бы ошибкой видеть в Ядрин- цеве только «идеолога сибирского кресть янства». Все другие слои трудящегося на селения Сибири также имели в его лице искреннего и преданного защитника. Нема ло страниц уделил Ядринцев положению ра бочих — особенно на золотых приисках Си бири. С болью и гневом пишет он о прите снениях и эксплуатации, свирепствовавшей на приисках, о непосильном труде и зака балении рабочих, о болезнях и высокой смертности, о полновластии хозяина-капи- талиста и телесных наказаниях, о том, как местные власти выступают союзником золо топромышленника — против рабочего. Яд ринцев показывает, в частности, как вслед ствие царящего на приисках грабежа номи нальная заработная плата превращается в фикцию, а рабочие нищают и истощаются. «...Заработок лучшего годного рабочего на приисках,— пишет он,— едва равносилен ничтожному заработку российского чер норабочего, о котором вопиет спра ведливость и сжимается сердце каж дого сколько-нибудь знакомого с на шим печальным общим положением ра бочего».16 Аналогичную картину рисует Яд ринцев, описывая алтайские заводы и фаб рики. Здесь та же эксплуатация и беспра вие. На помощь капиталистам-промышлен- никам тут (как, впрочем, и на золотых приисках) приходит капиталист-торговец, который, пользуясь безвыходным положени ем работника, отбирает у него последние гроши. «Несмотря на то, что рабочий по лучает самый скудный заработок в 6 и 8 рублей на фабрике, около него появились своего рода пауки и эксплуататоры, эти спутники нужды и неудовлетворяемых по требностей, акулы экономического беспо рядка, носящиеся везде, где ожидаются трупы рабочих».17 В пользу рабочих Ядринцев предлагает целую систему мер, которые, как он счи тал, были осуществимы в тех условиях (артельная организация труда, создание сберегательных касс и потребительских об ществ, всемерное улучшение условий труда и повышение заработной платы, контроль за заключением и соблюдением хозяевами контрактов, законодательная защита ра бочих и многое другое). Надо, писал Яд ринцев, чтобы европейская цивилизация привилась к Сибири «лучшими своими сто ронами и чтобы развитие мануфактурного и заводского хозяйства не сопровождалось горькими явлениями рабочего пролетариата, но послужило к облегчению рабочего клас са и возвышению его заработной платы»18. Борьба Ядринцева в защиту формировав шегося сибирского пролетариата не оста лась незамеченной со стороны рабочих. Ве нок с надписью «Заступнику народному», который возложили к памятнику Ядринце ва барнаульские рабочие,— свидетельствует об этом. Наконец, известны выступления Н. М. Ядринцева в поддержку прав тру довой интеллигенции Сибири — народных учителей, врачей, журналистов. Много за ботился он и о бедствующих студентах Томского университета19. (Кстати сказать, Ядринцев не раз подчеркивал, что универ ситет должен быть доступным для всех слоев трудящихся). Но была в Сибири еще одна, и очень крупная, категория трудового населения — сибирские аборигены. Можно смело ска зать, что никому и ничему в творчестве Яд ринцева не уделено так много внимания, как сибирским народам. Их история и куль тура, их современное положение и нужды — это наиболее глубоко и детально разрабо танный сюжет научных изысканий Ядрин цева, так же как и одна из важнейших тем его публицистики. Роль Ядринцева как за щитника местных сибирских народностей очень высоко оценивалась всеми объектив ными исследователями. Взгляд Ядринцева на «инородческий» вопрос согласовался с его пониманием ра совой проблемы вообще. История человече ства, по Ядринцеву, представляет собою
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2