Сибирские огни, № 12 - 1971

требует помощи у властей и т. д. «Мои вопли и убеждения о голоде увенчались успехом,— сообщает он в письме.— Пере­ ведены и назначены суммы на продоволь­ ствие населению и будет выдано на посе­ вы».14 Ядринцев основывает в Тобольской губернии поселок (получивший название «Ядринцевский»), который населяется крестьянами-переселенцами. Жизнь кресть­ ян этого поселка была впоследствии срав­ нительно зажиточной, так как участок был выбран исключительно удачно. Там была и школа. Крестьяне помнили и любили Яд- ринцева. Однако, как это часто бывало и с другими деятелями, личность Ядринцева в сознании крестьян быстро обросла легенда­ ми. Говорили, что умер Ядринцев в Тоболь­ ске (в действительности — в Барнауле) и что его будто бы отравили; что он якобы оставил наследство на нужды школы, но деньги эти от крестьян утаили. (Впрочем, если внимательно присмотреться к этим на­ ивным выдумкам, можно увидеть в них оп­ ределенный смысл). Работа Ядринцева сре­ ди крестьян в 1892 году была частью той широкой кампании, которую передовая об­ щественность России развернула в то время для оказания помощи бедствующему народу. Забота о судьбах сибирского крестьян­ ства была и главным мотивом последней поездки Ядринцева — на Алтай, весной 1894 года (Ядринцев умер на пятый день после приезда в Барнаул, 7 июля). Подготов­ ку к этой поездке он начал с разгрома всех официальных проектов устройства крестьян на Алтае. «Мы объявили «крестьянскую вой­ ну», или поход за сибирских крестьян про­ тив чиновников-регламентаторов»,— сооб­ щает Ядринцев В. И. Семидалову. «...Еще раз хочу быть полезен крестьянству и не дать его в обиду»,15— добавляет он в дру­ гом письме. Поистине можно сказать, что верность крестьянству этот человек сохранил до последнего вздоха. Но было бы ошибкой видеть в Ядрин- цеве только «идеолога сибирского кресть­ янства». Все другие слои трудящегося на­ селения Сибири также имели в его лице искреннего и преданного защитника. Нема­ ло страниц уделил Ядринцев положению ра­ бочих — особенно на золотых приисках Си­ бири. С болью и гневом пишет он о прите­ снениях и эксплуатации, свирепствовавшей на приисках, о непосильном труде и зака­ балении рабочих, о болезнях и высокой смертности, о полновластии хозяина-капи- талиста и телесных наказаниях, о том, как местные власти выступают союзником золо­ топромышленника — против рабочего. Яд­ ринцев показывает, в частности, как вслед­ ствие царящего на приисках грабежа номи­ нальная заработная плата превращается в фикцию, а рабочие нищают и истощаются. «...Заработок лучшего годного рабочего на приисках,— пишет он,— едва равносилен ничтожному заработку российского чер­ норабочего, о котором вопиет спра­ ведливость и сжимается сердце каж ­ дого сколько-нибудь знакомого с на­ шим печальным общим положением ра­ бочего».16 Аналогичную картину рисует Яд­ ринцев, описывая алтайские заводы и фаб­ рики. Здесь та же эксплуатация и беспра­ вие. На помощь капиталистам-промышлен- никам тут (как, впрочем, и на золотых приисках) приходит капиталист-торговец, который, пользуясь безвыходным положени­ ем работника, отбирает у него последние гроши. «Несмотря на то, что рабочий по­ лучает самый скудный заработок в 6 и 8 рублей на фабрике, около него появились своего рода пауки и эксплуататоры, эти спутники нужды и неудовлетворяемых по­ требностей, акулы экономического беспо­ рядка, носящиеся везде, где ожидаются трупы рабочих».17 В пользу рабочих Ядринцев предлагает целую систему мер, которые, как он счи­ тал, были осуществимы в тех условиях (артельная организация труда, создание сберегательных касс и потребительских об­ ществ, всемерное улучшение условий труда и повышение заработной платы, контроль за заключением и соблюдением хозяевами контрактов, законодательная защита ра­ бочих и многое другое). Надо, писал Яд­ ринцев, чтобы европейская цивилизация привилась к Сибири «лучшими своими сто­ ронами и чтобы развитие мануфактурного и заводского хозяйства не сопровождалось горькими явлениями рабочего пролетариата, но послужило к облегчению рабочего клас­ са и возвышению его заработной платы»18. Борьба Ядринцева в защиту формировав­ шегося сибирского пролетариата не оста­ лась незамеченной со стороны рабочих. Ве­ нок с надписью «Заступнику народному», который возложили к памятнику Ядринце­ ва барнаульские рабочие,— свидетельствует об этом. Наконец, известны выступления Н. М. Ядринцева в поддержку прав тру­ довой интеллигенции Сибири — народных учителей, врачей, журналистов. Много за­ ботился он и о бедствующих студентах Томского университета19. (Кстати сказать, Ядринцев не раз подчеркивал, что универ­ ситет должен быть доступным для всех слоев трудящихся). Но была в Сибири еще одна, и очень крупная, категория трудового населения — сибирские аборигены. Можно смело ска­ зать, что никому и ничему в творчестве Яд­ ринцева не уделено так много внимания, как сибирским народам. Их история и куль­ тура, их современное положение и нужды — это наиболее глубоко и детально разрабо­ танный сюжет научных изысканий Ядрин­ цева, так же как и одна из важнейших тем его публицистики. Роль Ядринцева как за­ щитника местных сибирских народностей очень высоко оценивалась всеми объектив­ ными исследователями. Взгляд Ядринцева на «инородческий» вопрос согласовался с его пониманием ра­ совой проблемы вообще. История человече­ ства, по Ядринцеву, представляет собою

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2