Сибирские огни, № 12 - 1971
общины есть основной вопрос социальной науки, от этого зависит вся судьба госу дарства, успех его развития, высшая сте пень цивилизации, благосостояние челове чества или его гибель»11. Первой идеей, толкнувшей Ядринцева на стезю общест венной деятельности, была, несомненно, идея сибирского патриотизма. Вместе с тем Ядринцев уже с юношеских лет тяготел к демократической идеологии. С помощью работ А. П. Щапова он и сумел соединить областничество с демократизмом в единую и гармоничную (в его сознании) систему взглядов. Интересы Сибири, в понимании Ядринцева, суть интересы сибирских трудя щихся. Говоря о трудящемся населении Сиби ри, Ядринцев прежде всего имеет в виду крестьянство. Крестьяне — предмет особого внимания Ядринцева, как и областников демократического периода вообще. Объ ясняется это, во-первых, тем, что крестьян ство являлось в Сибири самым многочи сленным из трудящихся классов; во-вторых, (что, конечно, связано с предыдущим) именно в крестьянстве областники видели ту общественную силу, которой принадле жит решающая роль в определении судеб Сибири — как в прошлом, так и в будущем. Отсюда у Ядринцева моменты идеализации земледельческого хозяйства, стремление представить его как самый здоровый вид социально-экономических отношений и как базис будущего экономического развития. «Этой (земледельческой.— Авт.) культуре,— пишет он,— Сибирь исключительно обязана своей оседлостью и гражданским развити ем. З е м л е д е л ь ц ы —претворили чуждую страну в русскую землю, девственную ее природу подчинили воле человека, заняв сплошь середину страны, устроив в ней все то, что нужно для постоянной жизни и дея тельности всех классов населения...» Там, где утвердилось земледелие, продолжает Ядринцев, возникли сплошные массы насе ления, «зачатки ремесел и промышленности и задатки благосостояния». И наконец: «На этой земледельческой культуре в будущем должно созидаться развитие жизни, она должна послужить базисом для дальнейшей промышленности».12 Много страниц посвятил Ядринцев ха рактеристике крестьянского хозяйства в Си бири, положению и нуждам земледельче ского населения. Он показывает, как рядом с богатством немногих крестьян соседству ет бедность большинства. Сибирский земле делец, отмечает Ядринцев, «окончательно разорился, а вместе с ним упала и хлебная производительность во всем крае».13 Среди причин, порождающих эту бедность, Ядрин цев называет отягощение крестьян много численными повинностями — денежными и натуральными, государственными, земскими и мирскими; грабеж и произвол местной администрации («сибирская волость есть вотчина земского чиновника»); неблагопри ятные общие экономические условия Сиби ри как сырьевого придатка европейской ча сти России; эксплуатацию сельского насе ления сибирским торговым капиталом и многое другое. Особое место отводит он распространению кулацкой кабалы как следствию расслоения крестьянства. Ядрин цев пишет об «огромном неравенстве в сельской среде», об «олигархическом харак тере» общины, о жадности и бессердечии «подонков-мироедов», насаждающих зави симость, «близко подходящую к покойной крепостной кабале». Со всей страстностью бойца и гуманиста он обличает эту «новую аристократию» и призывает бороться про тив нее. В работах Ядринцева содержится об ширная программа по крестьянскому во просу. Она включает многочисленные меры с целью улучшения положения сибирского крестьянства, начиная от чисто агрономи ческих, от оказания всевозможной помощи крестьянам, от распространения в их среде просвещения — до социально-экономических и политических реформ. Эти реформы, по мысли Ядринцева, должны были ликвиди ровать эксплуатацию крестьян и государст вом, и торговцем, и мироедом; они (рефор мы) могли бы дать крестьянину возмож ность вести свободное рациональное хозяй ство к благу как его самого, так и общест ва. Особые надежды Ядринцев, как и его друзья-областники, возлагал на введение в Сибири земства. При этом важно учесть сле дующее: областники считали, что сибирское земство по своему характеру будет иным, нежели аналогичное учреждение в европей ской России. В Сибири нет помещиков, рас суждал Ядринцев, значит, земства здесь будут чисто крестьянскими учреждениями, органами крестьянского самоуправления, т. е. институтом демократическим. Такие органы сумеют и организовать экономиче скую жизнь сибирской деревни, и защитить ее от эксплуататоров. (Ядринцев, однако, не видел, что земства в Сибири неизбежно стали бы служить интересам не столько крестьянской массы, сколько тех же кула ков; он ошибочно полагал, что эти органы самоуправления должны обязательно выра жать волю большинства). Все эти требования не просто выдвига лись Ядринцевым; он постоянно боролся за их осуществление. Талант ученого, страст ность публициста, энергия общественного деятеля — все служило у него стремлению облегчить участь народа, помочь ему до биться лучшей жизни. Ядринцеву не раз приходилось быть участником и, более того, инициатором различных практических мер с целью оказания помощи сибирскому крестьянству, так же как и крестьянам-пе- реселенцам, прибывавшим из европейской России. Наиболее яркий пример — его рабо та в Сибири весной и летом 1892 года. Когда многие районы России охватил голод и эпидемии, Ядринцев отправляется в То больскую губернию, руководит там сани тарными отрядами студентов-медиков, от крывает (за счет пожертвований) бесплат ные столовые, пишет воззвания в газеты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2