Сибирские огни, № 12 - 1971

общины есть основной вопрос социальной науки, от этого зависит вся судьба госу­ дарства, успех его развития, высшая сте­ пень цивилизации, благосостояние челове­ чества или его гибель»11. Первой идеей, толкнувшей Ядринцева на стезю общест­ венной деятельности, была, несомненно, идея сибирского патриотизма. Вместе с тем Ядринцев уже с юношеских лет тяготел к демократической идеологии. С помощью работ А. П. Щапова он и сумел соединить областничество с демократизмом в единую и гармоничную (в его сознании) систему взглядов. Интересы Сибири, в понимании Ядринцева, суть интересы сибирских трудя­ щихся. Говоря о трудящемся населении Сиби­ ри, Ядринцев прежде всего имеет в виду крестьянство. Крестьяне — предмет особого внимания Ядринцева, как и областников демократического периода вообще. Объ­ ясняется это, во-первых, тем, что крестьян­ ство являлось в Сибири самым многочи­ сленным из трудящихся классов; во-вторых, (что, конечно, связано с предыдущим) именно в крестьянстве областники видели ту общественную силу, которой принадле­ жит решающая роль в определении судеб Сибири — как в прошлом, так и в будущем. Отсюда у Ядринцева моменты идеализации земледельческого хозяйства, стремление представить его как самый здоровый вид социально-экономических отношений и как базис будущего экономического развития. «Этой (земледельческой.— Авт.) культуре,— пишет он,— Сибирь исключительно обязана своей оседлостью и гражданским развити­ ем. З е м л е д е л ь ц ы —претворили чуждую страну в русскую землю, девственную ее природу подчинили воле человека, заняв сплошь середину страны, устроив в ней все то, что нужно для постоянной жизни и дея­ тельности всех классов населения...» Там, где утвердилось земледелие, продолжает Ядринцев, возникли сплошные массы насе­ ления, «зачатки ремесел и промышленности и задатки благосостояния». И наконец: «На этой земледельческой культуре в будущем должно созидаться развитие жизни, она должна послужить базисом для дальнейшей промышленности».12 Много страниц посвятил Ядринцев ха­ рактеристике крестьянского хозяйства в Си­ бири, положению и нуждам земледельче­ ского населения. Он показывает, как рядом с богатством немногих крестьян соседству­ ет бедность большинства. Сибирский земле­ делец, отмечает Ядринцев, «окончательно разорился, а вместе с ним упала и хлебная производительность во всем крае».13 Среди причин, порождающих эту бедность, Ядрин­ цев называет отягощение крестьян много­ численными повинностями — денежными и натуральными, государственными, земскими и мирскими; грабеж и произвол местной администрации («сибирская волость есть вотчина земского чиновника»); неблагопри­ ятные общие экономические условия Сиби­ ри как сырьевого придатка европейской ча­ сти России; эксплуатацию сельского насе­ ления сибирским торговым капиталом и многое другое. Особое место отводит он распространению кулацкой кабалы как следствию расслоения крестьянства. Ядрин­ цев пишет об «огромном неравенстве в сельской среде», об «олигархическом харак­ тере» общины, о жадности и бессердечии «подонков-мироедов», насаждающих зави­ симость, «близко подходящую к покойной крепостной кабале». Со всей страстностью бойца и гуманиста он обличает эту «новую аристократию» и призывает бороться про­ тив нее. В работах Ядринцева содержится об­ ширная программа по крестьянскому во­ просу. Она включает многочисленные меры с целью улучшения положения сибирского крестьянства, начиная от чисто агрономи­ ческих, от оказания всевозможной помощи крестьянам, от распространения в их среде просвещения — до социально-экономических и политических реформ. Эти реформы, по мысли Ядринцева, должны были ликвиди­ ровать эксплуатацию крестьян и государст­ вом, и торговцем, и мироедом; они (рефор­ мы) могли бы дать крестьянину возмож­ ность вести свободное рациональное хозяй­ ство к благу как его самого, так и общест­ ва. Особые надежды Ядринцев, как и его друзья-областники, возлагал на введение в Сибири земства. При этом важно учесть сле­ дующее: областники считали, что сибирское земство по своему характеру будет иным, нежели аналогичное учреждение в европей­ ской России. В Сибири нет помещиков, рас­ суждал Ядринцев, значит, земства здесь будут чисто крестьянскими учреждениями, органами крестьянского самоуправления, т. е. институтом демократическим. Такие органы сумеют и организовать экономиче­ скую жизнь сибирской деревни, и защитить ее от эксплуататоров. (Ядринцев, однако, не видел, что земства в Сибири неизбежно стали бы служить интересам не столько крестьянской массы, сколько тех же кула­ ков; он ошибочно полагал, что эти органы самоуправления должны обязательно выра­ жать волю большинства). Все эти требования не просто выдвига­ лись Ядринцевым; он постоянно боролся за их осуществление. Талант ученого, страст­ ность публициста, энергия общественного деятеля — все служило у него стремлению облегчить участь народа, помочь ему до­ биться лучшей жизни. Ядринцеву не раз приходилось быть участником и, более того, инициатором различных практических мер с целью оказания помощи сибирскому крестьянству, так же как и крестьянам-пе- реселенцам, прибывавшим из европейской России. Наиболее яркий пример — его рабо­ та в Сибири весной и летом 1892 года. Когда многие районы России охватил голод и эпидемии, Ядринцев отправляется в То­ больскую губернию, руководит там сани­ тарными отрядами студентов-медиков, от­ крывает (за счет пожертвований) бесплат­ ные столовые, пишет воззвания в газеты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2