Сибирские огни, № 12 - 1971
1916—1917), «Сибирские записки» (Красно ярск, 1916—1919), «Сибирский рассвет» (Бар наул, 1919) и другие. Все это не оставляет сомнений, что объек тивно-исторически деятельность ранних обла стников, несмотря на их сепаратизм, прине сла неизмеримую пользу Сибири, в том чис ле широким массам трудящихся. Борьба областников за общедемократиче ские свободы в 60—90-е годы объективно не могла не способствовать борьбе за осво бождение народных масс и в том числе — пролетариата. Известно, что рабочий класс заинтересован в осуществлении демократи ческих свобод, облегчающих не только его положение, но и достижение главной цели — освобождения труда от власти капитала. В связи с этим надо еще раз подчеркнуть, что критика марксистов в адрес областниче ского сепаратизма как явления, отвлекаю щего рабочий класс от истинных целей поли тической борьбы, раздалась в то время, ког да перерождение областнического движения стало фактом, т. е. уже в XX веке. Припи сывать ту же консервативную роль демокра тическому периоду областничества было бы исторически неверно, тем более что в 60— 80-х годах процесс формирования рабочего класса Сибири еще только начинался. Так как споры ь исторической литерату ре идут именно вокруг областничества XIX века, то есть смысл остановиться на этом этапе движения более подробно. Целе сообразно рассмотреть социально-политиче ские взгляды Ядринцева; нет сомнения, что мировоззрение лидера областничества, само го крупного и «самого главного» областни ка, в большей мере, чем что-либо другое, свидетельствует и о характере самого дви жения. Николай Михайлович Ядринцев (1842— 1894) не случайно занимал первое место в областническом движении: это был человек выдающийся. Многогранно одаренный, кипу че деятельный, до конца верный избранному пути, он явился тем центром, к которому тя готела передовая сибирская интеллигенция. Многочисленные воспоминания о Ядринцеве (в том числе — таких известных деятелей и к тому же не областников, как В. И. Семев- ский, Н. К. Михайловский, А. Н. Пыпин, В. П. Острогорский и др.) рисуют его как натуру необычайно цельную, как человека, неколебимо преданного своим идеалам. Н. М. Ядринцев был прежде всего обще ственным деятелем, публицистом. Как жур налист, он не имел себе равных в Сибири; это единодушно признавали и сторонники областничества и его противники. Но Ядрин цев был и ученым, труды которого пользова лись известностью на пределами России. На учный диапазон Ядринцева поразительно ве лик: он был историком, археологом, этногра фом, антропологом7, географом, экономи стом, статистиком, правоведом, фольклори стом... И такая разносторонность не сделала из Ядринцева дилетанта: всюду, где прика салась его рука, он оставил следы своего та ланта исследователя. Но Ядринцев никогда не был «кабинетным» ученым. Все его науч ные изыскания были продиктованы практи ческими потребностями, вопросами дня. На учная деятельность Ядринцева носит поэто му ярко выраженный характер действенно сти и публицистичности. Чем же характеризуются общественно- политические взгляды Ядринцева? Не вы зывает сомнений, что в основе своей он* демократичны. Если попытаться в самом сжатом виде сформулировать, в чем же состоит этот демократизм, то можно было бы сказать так- в теории — признание на родных масс решающим фактором общест венно-исторического развития; на практи к е— неизменная защита интересов этих масс. Первое положение многократно отра зилось в освещении Ядринцевым самых раз личных проблем прошлого, настоящего » будущего; в том числе (весьма ярко) в раз работке им вопросов сибирской истории. До сих пор не утих еще трехсотлетний спор о том. кто явился решающей силой в- присоединении и освоении Сибири: госу дарство, промышленники или народ (т. е. самостоятельное движение казаков и крестьян). Ядринцев решает этот спор в пользу народа и тем самым поддерживает демократическую линию в сибирской исто риографии, представленную до него А. Н.. Радищевым. А. И. Герценом, П. И. Не больсиным и А. П. Щаповым. При этом, от давая предпочтение народу, Ядринцев объ ясняет его ведущую роль в данном случае не каким-либо стечением обстоятельств, а гем, что такое крупное историческое дело вообще, в принципе может быть осущест влено только народной массой, действую щей по своему побуждению и своими сред ствами. Никто и ничто не в состоянии за менить этой силы. У Ядринцева есть нема ло и прямых высказываний о решающей роли народа в общественно-историческом развитии. Именно народ, отмечает он в своем главном трупе «Сибирь как колония», является «настоящим фактором жизни и истории»8. В другой работе Ядринцев го ворит о народе, «который стоял по пояс в воде на своих покосах, не разгибал спины на своих овинах, который, полуголодая, вскормил и вырастил эту цивилизацию...»9 Число подобных примеров легко умножить. Второе положение (защита Ядринцевым интересов народных масс) заслуживает бо лее детального освещения. Ядринцев,— говорим мы,—защитник тру. дящихся, и в первую очередь, разумеется, трудящихся Сибири. Но сразу возникает вопрос: каким образом эта защита народа, этот демократизм сочетается во взглядах Ядринцева с областничеством? Вслед за А. П. Щаповым Ядринцев ото ждествляет центр — с государством, а про винцию, область — с народом. «...Провин ция,— пишет он.— есть народ, главная масса народа, которой принадлежит все...»10 Центр (государство) угнетает провинцию (народ) и тормозит ее (его) развитие. «Развитие местной жизни, образование масс, питание государственной клетки —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2