Сибирские огни, № 12 - 1971

период и позднее) народнические идеи П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. Им было известно и учение К- Маркса. Оконча­ тельное формирование мировоззрения Пота­ нина и Ядринцева произошло в результате их знакомства с лекциями и работами Н. И. Костомарова и (особенно) историка- демократа А. П. Щапова. Исторические построения Щапова были основаны на сибирском материале — это бы­ ло очень важно. Не менее важными были и ■общие выводы знаменитого историка с его земско-областной теорией, федеративным построением будущей России и взглядом на народ как на основу исторического процес­ са. Щапов в почти готовом виде дал обла­ стникам основные несущие конструкции, которые только оставалось заполнить кон­ кретным материалом. Годы собраний сибирского землячества в Петербурге (1860—1863) заложили основ­ ные направления областнического мировоз­ зрения. Будучи синкретическим, впитав в себя разнородные учения и теории, полити­ ческие идеи и уроки реальной действитель­ ности, областничество тем не менее создало довольно стройную и самобытную систему взглядов, имеющую своеобразный, чисто си­ бирский колорит. Главной посылкой в областнической тео­ рии было признание Сибири колонией евро­ пейской России, без каких-либо ограничений этого понятия. По мнению областников, Си­ бирь представляет собой географически и экономически обособленную область, кото­ рая должна (вынуждена) противопостав­ лять свои интересы общероссийским. Клас­ сы общества, в том числе и сибирского, об­ ластники видели уже хорошо, но классовой борьбы они или не замечали, или недооце­ нивали ее. Главным для них был антаго­ низм между Сибирью и европейской Рос­ сией. Программа-«минимум» областничества состояла в решении выработанных еще зем­ лячеством «главных местных сибирских вопросов» (по определению Г. Н. Потани­ на), оставшихся стержнем деятельности областников на все время: 1) отмена уго­ ловной ссылки в Сибирь; 2) отмена эконо­ мических ограничений и создание благопри­ ятных условий для народного хозяйства Сибири, ликвидация «экономического ига Москвы», 3) создание и закрепление в Си­ бири местной интеллигенции, вождя умст­ венной жизни восточного края; 4) органи­ зация переселения крестьян в Сибирь, ра­ зумное использование земельного фонда; 5) претворение в жизнь системы мер, на­ правленных к коренному улучшению поло­ жения сибирских народов, к спасению их от эксплуатации и вымирания. Что же касается программы-«максимум», т. е. конечной цели движения, то она выглядела у областников расплывчато и неопределенно. В общих чер­ тах она сводилась к федеративной автоно­ мии Сибири в составе России на правах са­ моуправления. Организация областнического движения всегда отличалась аморфностью. Областни­ ки так и не создали партии н даже не помышляли об этом. Стремление к «над- партийности» — ярко выраженная черта это­ го течения. Это (как и недостаточная опре­ деленность конечной цели) объяснялось же­ ланием областников привлечь под свои зна­ мена возможно большее число сторонников, примирить ради решения «общесибирских задач» людей различного социального поло­ жения и мировоззрения. Однако массовой поддержки областники никогда не имели. За ними шли главным образом интеллигент­ ские элементы сибирского населения: учите­ ля, врачи, журналисты, мелкие чиновники, военные и т. п. История ''Щ&щстничества предстает, в сравнении с другйми общественными дви­ жениями, как бы в перевернутом виде; его первые шаги представ)йнот кульминацию движения, вся история которого потом со­ ставляет постепенный, но неуклонный отход от первоначальных позиций вправо: от де­ мократизма и социалистических симпатий — к буржуазному либерализму, и от него — к контрреволюции. Отсутствие цельности в областническом движении делает невозмож­ ной и его цельную характеристику. Это од­ но из общественных явлений, которые тре­ буют их рассмотрения в динамике. Только такой подход позволит понять характер областничества и определить его место в истории общественного движения Сибири. История областничества ясно распадает­ ся на три периода: 1) 60—90-е годы — де­ мократический период, близкий по характе­ ру к социалистическим учениям; 2) 1900—- 1917 гг.— буржуазно-либеральный период; 3) 1917—1920 гг.— переход в лагерь белой контрреволюции. В первый период своего существования областничество играло большую историче­ ски прогрессивную роль. Его начало ознаме­ новалось попыткой революционного решения стоявших перед Сибирью задач: тайно рас­ пространявшееся областниками воззвание «Патриотам Сибири» содержало призыв к восстанию. Но нелегальная деятельность областников была пресечена царскими вла­ стями. Наиболее активные из них были аре­ стованы, осуждены и сосланы на каторгу и поселение. После этого областничество раз­ вивалось уже исключительно как мирное те­ чение. Идейным вождем областничества в его первый период был Н. М. Ядринцев. Г. Н. Потанин после ареста, каторги и ссылки с головой ушел в научную работу и на дли­ тельный период оставил политическую дея­ тельность. Областники в это время печат­ ным и устным словом вели борьбу за си­ бирскую общественность, демократические свободы, за пробуждение гражданского ду­ ха в Сибири, против эксплуатации, полита-, ческого насилия, бюрократизма, произвола и невежества. Пропаганда областников это­ го периода была обращена ко всем слоям общества, но в первую очередь она имела, в виду крестьянство как самый многочи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2