Сибирские огни, № 12 - 1971
Таким образом, и в 50—60-е годы в оцен ке раннего областничества нет единства (хо тя, как уже отмечено, имеется определен ный сдвиг в сторону более широкого при знания демократических тенденций этого движения). Поэтому очень отрадно, что та кое капитальное и авторитетное издание, как «История Сибири, продемонстрировало подлинно исторический подход к проблемам областничества. Собственно, здесь впервые на основе детального анализа некоторых важных источников предпринята объектив ная оценка мировоззрения всех ведущих деятелей областничества XIX века. Вывод авторов сводится к тому, что не только в 60-е годы, но и позднее, по 80-е годы вклю чительно, областническое движение в осно ве своей имело демократическое содер жание. Конечно, многое еще предстоит сделать, многое изучить, чтобы проблема областниче ства выяснилась в ее полном объеме. Областничество представляет собой боль шое и оригинальное явление в истории Си бири. Его возникновение и развитие было результатом действия экономических, поли тических и идеологических факторов обще российской и сибирской жизни. Прежде всего, возникновение областни чества было связано с экономическим раз витием Сибири, начиная приблизительно с середины XIX века. Это было время, когда капитализм шагнул за Уральские горы и, распространяясь вширь, стал охватывать сибирские окраины. В Сибири развивалась промышленность, росла внутренняя и внеш няя торговля, танспорт, связь; капитализм проникал и в деревню. Стала набирать силы сибирская буржуазия, начал формироваться рабочий класс. Развитие капиталистических отношений, как и везде, обостряло противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми, крестьянами ч помещиками, буржуазией и рабочими,! городом и деревней, центром и окраинами. Царизм, представляя интересы правящих классов в целом, действовал преимущест венно в пользу помещиков и буржуазии центра европейской России, сознательно на нося ущерб экономическому развитию ок раин. Последние, в том числе (и в особен ной степени) Сибирь, обрекались на роль сырьевых придатков; они же служили и рынками сбыта товаров, производимых в центре страны. Все это сдерживало эконо мическое развитие окраин, угрожало им за стоем и разорением. Поднимающаяся сибир ская буржуазия не желала, конечно, мирить ся с таким положением. Но она была не в силах вступить в конкурентную борьбу с буржуазией центра —- более мощной и име ющей к тому же поддержку правящих кругов. Следует также иметь в виду, что эксплу атация Сибири как рынка сбыта и источни ка сырья наносила ущерб не только бур жуазии, но и широким трудящимся массам этой окраины — главным производителям сырья и потребителям мануфактурных изде лий. При существовавших условиях они не избежно должны были отдавать свою про дукцию по низким ценам, а приобретать чу жую (да еще плохого качества)— по высоким. Экономический гнет сопровождался по литическим — полицейским режимом, про изволом и хищничеством чиновников, отсут ствием хотя бы подобия законности. К это му добавлялась штрафная колонизация* превращавшая Сибирь в страну ссыльных, скопище уголовных элементов, губительно влиявших на экономическое и нравственное состояние местного населения. Наконец, царское правительство преследовало в Си бири любое проявление общественного со знания. Царизм, таким образом, проводил по отношению к Сибири явно выраженную ко лониальную политику, от которой страдали все слои населения этой окраины. Протестом против такой политики стала первоначально идея «сибирского патриотиз ма», носителем которой была передовая местная интеллигенция. «Автором» этой кон цепции был историк П. А. Словцов (1767—- 1843), провозгласивший «сибирский патрио тизм» как принцип прогресса восточной ок раины. Его поддержал поэт П, П. Ершов (1815—1869), призывавший к практической деятельности на пользу Сибири, к пробуж дению ее духовной жизни. Однако скром ная деятельность первых «сибирских патри отов» осталась почти незамеченной их со временниками и оставила след только в идейной подготовке областничества. Областничество возникает с началом 60-х годов XIX в., в период подъема русско го общественного движения и общественной мысли. Зарождается оно не на территории Сибири, а в Петербурге, где небольшая группа студентов-сибиряков образовала свое землячество. Туда входили Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев (ставшие главными идео логами областничества), а также знамени тые впоследствии писатели И. В. Федоров (Омулевский) и Н. И. Наумов,. историк и публицист С. С. Шашков и другие. Это бы ли типичные разночинцы — выходцы из раз ных сословий, настоящие бедные студенты, еле-еле сводившие концы с концами с по мощью случайных заработков в столице. Первые импульсы свободного знания и гражданственности эти молодые люди полу чили еще у себя на родине, в Сибири, от престарелых уже декабристов и сосланных петрашевцев. В Петербурге, окунувшись с головой в гущу бурной общественной жиз ни, они испытали воздействие передовых то гда социалистических учений — русских и западных. Наибольшее влияние на идеоло гов областничества — Потанина и Ядринце- ва — оказали Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев, а из западноевропейских социоло гов — П. Ж. Прудон и Ф. Лассаль. Суще ственно повлияли на них (в «петербургский»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2