Сибирские огни, № 12 - 1971

Таким образом, и в 50—60-е годы в оцен­ ке раннего областничества нет единства (хо­ тя, как уже отмечено, имеется определен­ ный сдвиг в сторону более широкого при­ знания демократических тенденций этого движения). Поэтому очень отрадно, что та­ кое капитальное и авторитетное издание, как «История Сибири, продемонстрировало подлинно исторический подход к проблемам областничества. Собственно, здесь впервые на основе детального анализа некоторых важных источников предпринята объектив­ ная оценка мировоззрения всех ведущих деятелей областничества XIX века. Вывод авторов сводится к тому, что не только в 60-е годы, но и позднее, по 80-е годы вклю­ чительно, областническое движение в осно­ ве своей имело демократическое содер­ жание. Конечно, многое еще предстоит сделать, многое изучить, чтобы проблема областниче­ ства выяснилась в ее полном объеме. Областничество представляет собой боль­ шое и оригинальное явление в истории Си­ бири. Его возникновение и развитие было результатом действия экономических, поли­ тических и идеологических факторов обще­ российской и сибирской жизни. Прежде всего, возникновение областни­ чества было связано с экономическим раз­ витием Сибири, начиная приблизительно с середины XIX века. Это было время, когда капитализм шагнул за Уральские горы и, распространяясь вширь, стал охватывать сибирские окраины. В Сибири развивалась промышленность, росла внутренняя и внеш­ няя торговля, танспорт, связь; капитализм проникал и в деревню. Стала набирать силы сибирская буржуазия, начал формироваться рабочий класс. Развитие капиталистических отношений, как и везде, обостряло противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми, крестьянами ч помещиками, буржуазией и рабочими,! городом и деревней, центром и окраинами. Царизм, представляя интересы правящих классов в целом, действовал преимущест­ венно в пользу помещиков и буржуазии центра европейской России, сознательно на­ нося ущерб экономическому развитию ок­ раин. Последние, в том числе (и в особен­ ной степени) Сибирь, обрекались на роль сырьевых придатков; они же служили и рынками сбыта товаров, производимых в центре страны. Все это сдерживало эконо­ мическое развитие окраин, угрожало им за­ стоем и разорением. Поднимающаяся сибир­ ская буржуазия не желала, конечно, мирить­ ся с таким положением. Но она была не в силах вступить в конкурентную борьбу с буржуазией центра —- более мощной и име­ ющей к тому же поддержку правящих кругов. Следует также иметь в виду, что эксплу­ атация Сибири как рынка сбыта и источни­ ка сырья наносила ущерб не только бур­ жуазии, но и широким трудящимся массам этой окраины — главным производителям сырья и потребителям мануфактурных изде­ лий. При существовавших условиях они не­ избежно должны были отдавать свою про­ дукцию по низким ценам, а приобретать чу­ жую (да еще плохого качества)— по высоким. Экономический гнет сопровождался по­ литическим — полицейским режимом, про­ изволом и хищничеством чиновников, отсут­ ствием хотя бы подобия законности. К это­ му добавлялась штрафная колонизация* превращавшая Сибирь в страну ссыльных, скопище уголовных элементов, губительно влиявших на экономическое и нравственное состояние местного населения. Наконец, царское правительство преследовало в Си­ бири любое проявление общественного со­ знания. Царизм, таким образом, проводил по отношению к Сибири явно выраженную ко­ лониальную политику, от которой страдали все слои населения этой окраины. Протестом против такой политики стала первоначально идея «сибирского патриотиз­ ма», носителем которой была передовая местная интеллигенция. «Автором» этой кон­ цепции был историк П. А. Словцов (1767—- 1843), провозгласивший «сибирский патрио­ тизм» как принцип прогресса восточной ок­ раины. Его поддержал поэт П, П. Ершов (1815—1869), призывавший к практической деятельности на пользу Сибири, к пробуж­ дению ее духовной жизни. Однако скром­ ная деятельность первых «сибирских патри­ отов» осталась почти незамеченной их со­ временниками и оставила след только в идейной подготовке областничества. Областничество возникает с началом 60-х годов XIX в., в период подъема русско­ го общественного движения и общественной мысли. Зарождается оно не на территории Сибири, а в Петербурге, где небольшая группа студентов-сибиряков образовала свое землячество. Туда входили Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев (ставшие главными идео­ логами областничества), а также знамени­ тые впоследствии писатели И. В. Федоров (Омулевский) и Н. И. Наумов,. историк и публицист С. С. Шашков и другие. Это бы­ ли типичные разночинцы — выходцы из раз­ ных сословий, настоящие бедные студенты, еле-еле сводившие концы с концами с по­ мощью случайных заработков в столице. Первые импульсы свободного знания и гражданственности эти молодые люди полу­ чили еще у себя на родине, в Сибири, от престарелых уже декабристов и сосланных петрашевцев. В Петербурге, окунувшись с головой в гущу бурной общественной жиз­ ни, они испытали воздействие передовых то­ гда социалистических учений — русских и западных. Наибольшее влияние на идеоло­ гов областничества — Потанина и Ядринце- ва — оказали Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев, а из западноевропейских социоло­ гов — П. Ж. Прудон и Ф. Лассаль. Суще­ ственно повлияли на них (в «петербургский»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2