Сибирские огни, № 12 - 1971
Будапешта. Я читаю незнакомые, но родные имена: «Сербин И. Ф., Антонов П. И., Хворостэнко К. А...» — и спазмы сжимают горло. Как далеко позвал вас великий долг! Как далеко от России вы нашли свой веч ный покой в каменистой земле! Как высока и скорбна, как бессмертна ваша солдатская слава!.. «Освободителям — советским геро ям от благодарного венгерского народа» — надпись на камне. И днем и ночью (ночью памятник освещается прожекторами) виден монумент почти из любой точки столицы, И днем и ночью здесь людно, зимой и летом у его подножия живые цветы. Особая честь — памятникам, отобража ющим историю просвещения, историю борь бы за независимость родины. У основания горы Геллерт еще один примечательный па мятник — статуя священника-просветителя Геллерта, Его имя носит гора. Предание рассказывает, что этот священник за свою просветительскую деятельность среди язы ческих племен поплатился жизнью. Про бравшись ночью в жилье священника, языч ники посадили его в бочку с вбитыми гвоз дями и сбросили с вершины горы. Многие церкви Венгрии постепенно при обретают новую роль — роль музеев. Как правило, в большинстве из них идет церков ная служба в определенные часы и дни, а как музеи — они работают ежедневно. В со боре Святого Матиаша, например, во время богослужения мы видели не больше десят ка молящихся. Но зато туристов, жела Во время дружеских встреч, когда при ходилось пить вино, Шандор, поднимая бо кал, обращался к нам с таким странным тостом: чингу-лингу! Мы вначале думали, что эти слова обозначают на венгерском что-нибудь вроде «будем здоровы!» или, на крайний случай, «давайте выпьем!» И сами отвечали: чингу-лингу! Однако постепенно стали замечать, что с этой фразой Шандор обращается чаще всего к члену делегации рижанину Науму Фридману. Причем Шандор, произнося эту фразу, поглядывает на Наума с этакой бра вадой, глазом подмигивает, как будто меж ду ними есть тайна, которой больше нико му не узнать. И все таки на одном из бан кетов Шандор не выдержал и решил от ющих послушать органную музыку, в тот день мы видели сотни. В этом соборе, все подсобные помещения, включая подвалы, превращены в выставочные залы. Здесь экспонируются атрибуты церковных обря дов, вещи и украшения, принадлежавшие священнослужителям. За стеклом витрины можно увидеть бронзовый с позолотой ве нок, изготовленный на смерть кароля Бел лы III (XII век), жезлы, короны тончайшей ювелирной работы и даже... кости святых. Утверждают, что в этом соборе хранится (только никто не знает где) правая рука од ного из королей Венгрии — Иштвана, при численного к лику святых. Правда, говорят, что в тридцати церквях Европы тоже утверждают, будто правая рука святого Иштвана находится у них... Охрана и реставрация исторических па мятников, видно по всему,— дело государ ственной важности. Мы видели восстанов ленные и восстанавливающиеся крепости и дворцы, реставрированные римские городки и театры. Охрана и реставрация историче ских ценностей, созданных руками талант ливого венгерского народа за многие века, оправдывают затраченные средства. Во-пер вых, невозможно переоценить воспитатель ное значение памятников для самих венгров; во-вторых, эта работа окупается за счет иностранных туристов; в-третьих, нынешнее поколение венгров прекрасно понимает, ка кую память оно должно оставить потомкам. А лучшая память о себе — добрые дела. крыть «тайну». Он через переводчика снро,- сил у Наума; — Скажи все-таки, что означает «чингу- лингу?» — Не знаю,— говорит тот. — Как не знаешь! Это я в Риге слышал, когда был в Советском Союзе. Там всегда произносят эту фразу, когда поднимают бокал. — Да,— отвечает Наум,— произносят, но она ничего не обозначает. Что-то вроде русского трали-вали. Правда, еще долго пришлось биться над тем, чтобы Шандор понял «значение» русского трали-вали, но когда, наконец, он понял, то даже ногами затопал от во сторга... Будучи в Венгрии, мы, естественно, по сещали рестораны. Венгерский ресторан са мобытен, оригинален, многим отличается от наших. Положа руку на сердце, надо от метить его преимущества, в деле культуры обслуживания. Второе отличие — его экзо тичность, создаваемая большой выдумкой художников и администрации. Наши пери ферийные и даже столичные рестораны ча ще отличаются друг от друга только назва нием. В Венгрии вопрос поставлен так, что бы рестораны не были похожи друг на дру га во всем; во внутреннем убранстве, в формах обслуживания, а главное — в харак тере блюд. Вот нам венгерские друзья объявляют: «Сегодня ужинаем в «Цыганском рестора не». И мы увидели нечто интересное. Вот как выглядит ресторан внутри. Длинные ду бовые столы с массивными точеными нож
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2