Сибирские огни, № 12 - 1971
гические комиссии, которые занимаются только одним, но очень важным делом — интересуются настроением рабочих и регу лярно делают доклады об этом партийным комитетам и дирекции. Думается, слабость работы социологических групп на некоторых наших заводах заключается в том, что они больше занимаются сбором и анализом по рой ненужных, порой лежащих на поверх ности данных, и стороной проходят мимо главного — сбора данных о настроении ра бочих. Если говорить точнее, берутся за дело не с того конца: анализируют степень механизации процессов, состояние техники безопасности, условия быта, причины уволь нения рабочих (кстати, уже уволившихся) и т. д. Не лучше было бы начинать с на строения рабочих, а затем шагать, ступень ка за ступенькой, к выше перечисленному, узнав у рабочих причины плохого или хоро шего настроения? Ведь основу социологи ческого климата составляет настроение людей. В промышленности Венгрии есть немало острых проблем, естественно возникающих в процессе поисков новых путей к более со вершенным формам управления промышлен ностью, к росту производительности труда и повышению рентабельности. Одной из них является миграция рабочих внутри страны. У нас это называется текучестью кадров. Внедрение новой реформы управления экономикой, которая соответствует нынеш ним требованиям, историческим, экономиче ским и политическим условиям Венгрии и общим экономическим законам строитель ства социализма, не обходится без «огре хов». Некоторые предприятия, получив пра Как живут коллеги Газетчику, оказавшемуся среди своих коллег, да еще зарубежных, более всего интересно узнать о их жизни, работе. В лю бом месте — будь то завод или стройка — первыми нас, советских журналистов, встре чали венгерские коллеги — редакторы мно готиражных газет, сотрудники Союза вен герских журналистов. Мы твердо убедились: в Венгрии партия расценивает роль многотиражных газет ни чуть не ниже, чем центральных. Может быть, потому мы ни разу не слышали, чтобы партийные руководители и журналисты при меняли к заводским газетам такие снисхо дительно-легкие эпитеты, как «малая прес са». Мы почувствовали, что заводские жур налисты и журналисты центральных газет не имеют понятия о «рангах» между собою. Относительно невелик и разрыв в оплате труда и в объеме выполняемой работы. З а водским журналистам постоянно приходит ся выполнять такую «черновую» работу, ко торая порой не под силу «большой газете». В двухмиллионном Будапеште издается 58 заводских газет. Их общий тираж — 200 тысяч экземпляров. В их редакциях ва экономической самостоятельности, по своему усмотрению и в своих интересах сами стали устанавливать уровень зарпла ты для определенных групп рабочих, осо бенно малоквалифицированных (в них боль шая нехзатка на всех заводах). Скажем, на Чепеле, чтобы достигнуть притока вспомога тельных рабочих, установили зарплату для них выше, чем на других заводах. Причем делается это с помощью широкой рекламы. И рабочие с других заводов переходят на Чепель. Но и другие заводы имеют право устанавливать «свою» зарплату ц, конечно, делают это с той же, казалось бы, благород ной целью. Так палка оказалась о двух кон цах. В результате текучести стало падать ка чество продукции. Но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. У венгерских коммуни стов, хозяйственных руководителей, с кото рыми мы встречались, достаточно уверенно сти, оптимизма и опыта, чтобы успешно, мудро и спокойно разрешить эти проблемы. Кстати, в дни нашего пребывания в Венгрии на отдельных предприятиях уже был по ставлен заслон текучести кадров и сниже нию качества. Одной из таких мер является следующее: уровень зарплаты устанавли вается в зависимости не только от выра ботки, но и от качества продукции в пер вую очередь. Партийные, комсомольские и профсоюзные организации ведут настойчи вую борьбу за улучшение организации про изводства, рост производительности труда, за честь заводской марки. И в этой борьбе трибуной и рупором являются печатные ор ганы партийных комитетов — заводские мно готиражные газеты. работает свыше двухсот сотрудников. Боль шинство сотрудников — люди молодые, до 30 лет. Интересен тот факт, что заводские многотиражки не являются органами дирек ции и профсоюзных комитетов. Они — орга ны- партийных комитетов. Однако ,в состав редколлегий входят представители админи страции, рабочих, профсоюзных и комсо мольских организаций. Огромным доверием облечены редакторы газет. Редактор многотиражной газеты — второе лицо после секретаря парткома, главный идеолог в коллективе. На террито рии электролампового завода мы видели па мятник редактору подпольной многотираж ки «Красная газета» времен борьбы против фашистской оккупации. Его имя Килиан Дьердь. Зарплата редактора приравнивается к зарплате заместителя директора либо руко водителя крупного цеха или отдела. И еще одна деталь: сотрудники многотиражек не состоят в штатах заводов, они — кадры главного партийного издательства. Изда тельство направляет их на работу, отзывает и перемещает, устанавливает зарплату.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2