Сибирские огни, № 12 - 1971

гические комиссии, которые занимаются только одним, но очень важным делом — интересуются настроением рабочих и регу­ лярно делают доклады об этом партийным комитетам и дирекции. Думается, слабость работы социологических групп на некоторых наших заводах заключается в том, что они больше занимаются сбором и анализом по­ рой ненужных, порой лежащих на поверх­ ности данных, и стороной проходят мимо главного — сбора данных о настроении ра­ бочих. Если говорить точнее, берутся за дело не с того конца: анализируют степень механизации процессов, состояние техники безопасности, условия быта, причины уволь­ нения рабочих (кстати, уже уволившихся) и т. д. Не лучше было бы начинать с на­ строения рабочих, а затем шагать, ступень­ ка за ступенькой, к выше перечисленному, узнав у рабочих причины плохого или хоро­ шего настроения? Ведь основу социологи­ ческого климата составляет настроение людей. В промышленности Венгрии есть немало острых проблем, естественно возникающих в процессе поисков новых путей к более со­ вершенным формам управления промышлен­ ностью, к росту производительности труда и повышению рентабельности. Одной из них является миграция рабочих внутри страны. У нас это называется текучестью кадров. Внедрение новой реформы управления экономикой, которая соответствует нынеш­ ним требованиям, историческим, экономиче­ ским и политическим условиям Венгрии и общим экономическим законам строитель­ ства социализма, не обходится без «огре­ хов». Некоторые предприятия, получив пра­ Как живут коллеги Газетчику, оказавшемуся среди своих коллег, да еще зарубежных, более всего интересно узнать о их жизни, работе. В лю­ бом месте — будь то завод или стройка — первыми нас, советских журналистов, встре­ чали венгерские коллеги — редакторы мно­ готиражных газет, сотрудники Союза вен­ герских журналистов. Мы твердо убедились: в Венгрии партия расценивает роль многотиражных газет ни­ чуть не ниже, чем центральных. Может быть, потому мы ни разу не слышали, чтобы партийные руководители и журналисты при­ меняли к заводским газетам такие снисхо­ дительно-легкие эпитеты, как «малая прес­ са». Мы почувствовали, что заводские жур­ налисты и журналисты центральных газет не имеют понятия о «рангах» между собою. Относительно невелик и разрыв в оплате труда и в объеме выполняемой работы. З а ­ водским журналистам постоянно приходит­ ся выполнять такую «черновую» работу, ко­ торая порой не под силу «большой газете». В двухмиллионном Будапеште издается 58 заводских газет. Их общий тираж — 200 тысяч экземпляров. В их редакциях ва экономической самостоятельности, по своему усмотрению и в своих интересах сами стали устанавливать уровень зарпла­ ты для определенных групп рабочих, осо­ бенно малоквалифицированных (в них боль­ шая нехзатка на всех заводах). Скажем, на Чепеле, чтобы достигнуть притока вспомога­ тельных рабочих, установили зарплату для них выше, чем на других заводах. Причем делается это с помощью широкой рекламы. И рабочие с других заводов переходят на Чепель. Но и другие заводы имеют право устанавливать «свою» зарплату ц, конечно, делают это с той же, казалось бы, благород­ ной целью. Так палка оказалась о двух кон­ цах. В результате текучести стало падать ка­ чество продукции. Но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. У венгерских коммуни­ стов, хозяйственных руководителей, с кото­ рыми мы встречались, достаточно уверенно­ сти, оптимизма и опыта, чтобы успешно, мудро и спокойно разрешить эти проблемы. Кстати, в дни нашего пребывания в Венгрии на отдельных предприятиях уже был по­ ставлен заслон текучести кадров и сниже­ нию качества. Одной из таких мер является следующее: уровень зарплаты устанавли­ вается в зависимости не только от выра­ ботки, но и от качества продукции в пер­ вую очередь. Партийные, комсомольские и профсоюзные организации ведут настойчи­ вую борьбу за улучшение организации про­ изводства, рост производительности труда, за честь заводской марки. И в этой борьбе трибуной и рупором являются печатные ор­ ганы партийных комитетов — заводские мно­ готиражные газеты. работает свыше двухсот сотрудников. Боль­ шинство сотрудников — люди молодые, до 30 лет. Интересен тот факт, что заводские многотиражки не являются органами дирек­ ции и профсоюзных комитетов. Они — орга­ ны- партийных комитетов. Однако ,в состав редколлегий входят представители админи­ страции, рабочих, профсоюзных и комсо­ мольских организаций. Огромным доверием облечены редакторы газет. Редактор многотиражной газеты — второе лицо после секретаря парткома, главный идеолог в коллективе. На террито­ рии электролампового завода мы видели па­ мятник редактору подпольной многотираж­ ки «Красная газета» времен борьбы против фашистской оккупации. Его имя Килиан Дьердь. Зарплата редактора приравнивается к зарплате заместителя директора либо руко­ водителя крупного цеха или отдела. И еще одна деталь: сотрудники многотиражек не состоят в штатах заводов, они — кадры главного партийного издательства. Изда­ тельство направляет их на работу, отзывает и перемещает, устанавливает зарплату.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2