Сибирские огни, № 12 - 1971
Николай Николаевич не шутил. НЛвую идею, хотя бы и получившую опытное' под тверждение, он считает лишь первым резуль татом творчества. Поэтому тот, кто вопло тит новшество в реальную технологию, сде лает не меньше, и достоин быть соавтором ученого, Этот наш разговор происходил незадолго до экономической реформы, когда недоста точная заинтересованность предприятий в использовании достижений науки была уже очевидной, а поиски новых путей еще не ве лись с таким размахом, как теперь. В отличие от многих ученых и производ ственников Ворожцов не искал виновных «на другом берегу». Давний спор о том, кто кому не идет навстречу, его вовсе не занимал. Важнее было выяснить, почему возникла сама проблема внедрения и как перекинуть мост с берега на берег. Начинать следовало, по его мнению, с научной сто роны. — Рассмотрим схему,— предложил Ни колай Николаевич, опустив спинку кресла.— Научно-техническое развитие многостадий но. Но выделяются, обычно, только основ ные стадии: новый теоретический или экспе риментальный результат, его конструктор ско-технологическая разработка и, наконец, производственная реализация. Сколько ста дий, столько и ступеней ответственности: академический институт, отраслевой инсти тут, промышленное предприятие. Ступени эти слишком удалены друг от друга. И не всегда удается перепрыгнуть с одной на другую. Иная добрая идея так и остается на первой стадии. По мнению Ворожцова, беда тут уже в том, что сами стадии обозначены лишь в общем виде. Нельзя не замечать, например, что академический институт представляется по этой схеме только генератором идей. Ведь идею, пока не обретет она плоть и кровь, трудно предложить не только производству, но и технологическому или конструкторско му бюро. Схема должна быть иной. Николай Николаевич хотел иметь в сво ем институте несколько взаимосвязанных подразделений — теоретические и экспери ментальные лаборатории, комплексный от дел физических методов, исследований, спе циальные мастерские и опытное производ ство. Да, именно, производство, но такое, какое способно относительно легко пере страиваться с одной технологии на другую, с одного вида продукции на другой. Каюсь, я тогда нарочно стал спорить с директором. Не для того, чтобы переубедить, а чтобы возражениями своими заставить со беседника наиболее четко определить по зицию. — Видите ли,— улыбнулся Николай Ни колаевич,— голове нужны руки? Что? Очень нужны. Увидеть, почувствовать, отыскать, придумать новое — это, конечно, не просто. Но это та часть работы, которую голова выполняет без рук. Дальше они должны работать вместе. Нужны поэтому свои руки. Чужие просто не поймут головы. На полях газеты Ворожцов «нарисовал» замысловатую формулу химической реак ции, осуществленной в одной из лаборато рий института. Теоретически возможная, реакция эта долго «не шла». Исследовате лям пришлось подбирать какие-то особые режимы, искать новые катализаторы, созда вать специальную аппаратуру. В конце кон цов, реакция подчинилась и дала любопыт ное соединение. Но что оно из себя пред ставляет? Есть ли у него уже сейчас пер спективы? Чтобы ответить — надо исследо вать. А каким образом? Реакция «в колбах» дала ничтожно малое количество вещества. Для исследований его надо «наработать». Как? Где? На каких установках? Вот на этой-то стадии многие новинки и «сходили с дистанции», оставляя след только в науч ных отчетах или диссертациях. Если же в институте или у его партне ров — отраслевого НИИ или солидной за водской лаборатории — находились возмож ности наработать граммы вещества для его изучения, то беда подстерегала на следу ющем этапе — изготовлении опытной пар тии. Для выпуска даже нескольких кило граммов вещества требуется иной раз спе циально сконструировать установку, создать новую технологию. И это для того, возмож но, чтобы убедиться в нерациональности дальнейшего выпуска. Новинка может ведь и не оправдать надежд: оказаться либо хуже прежней находки, либо слишком до рогой в производстве. Степень риска тут трудно предвидеть. Кто же в таком случае захочет отвле каться от «своих» работ и содействовать «чужим» — различным фантазиям ученых? Кроме того, это не просто и при большом желании. Необходимым становится взаимо действие исследователя и инженера, их взаимопонимание. Подобная слаженность достигается с большим трудом. Я припомнил, как на большом химиче ском заводе мне жаловался начальник тех нологического бюро: «Оторвались эти уче ные от живого дела...» И ученый, пытав шийся помочь внедрению нового процесса, тоже сетовал- «Мы будто на разных языках говорим. Он хороший инженер, а теоретиче ская подготовка никуда не годится...» Николай Николаевич решительно встал на сторону инженера. Недостаток теорети ческих знаний — это, конечно, плохо, но главная беда в самом существовании «раз ных языков». Нужен переводчик — человек, который обладал бы теоретико-конструктив ным мышлением. Впрочем, не человек, не одиночка — ну жен коллектив, нужна особая его организа ция. В теоретическом институте должны быть полупроизводственные подразделения, а на заводе, в его НИИ или лаборатории — какая-то поисковая группа. Через нее и осу ществляется постоянное взаимодействие производства с наукой. «Прикладники» из академического института поймут «теорети ков» от производства. Если же нет этих «полутонов»,— возникает разрыв, непонима
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2