Сибирские огни, 1966, №1

С ергей С артаков ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ РАССКАЗ — Богумир, ты когда-нибудь спишь? — Когда для этого нет препятствий. Вот видишь, я и сейчас д аж е з е ­ в аю— хочу спать. Но не могу! Должен разговаривать с тобой. Потом должец пойти на собрание в «Белом лебеде». А там уж — не давать спать другим... И через час он на Поржичи в зале «Белого лебедя». Жарко . От того, что это происходит в июле. Еще от того, что народу в тесном зале наби­ то битком. И, наконец, от того, что собралась не случайная, праздная публика, живущая бог весть какими интересами, пришли рабочие со всех пражских предприятий, чтобы услышать слова правды о последних событиях в России — великой соседней стране, объятой пламенем рево­ люционной борьбы. Богумир Шмераль поднимается на трибуну, привычным движением поправляет очки. Они его не делают старше, двадцать пять лет — всегда двадцать пять. — Красное знамя на мачте военного корабля...— спокойно, чуточку растягивая первые слова, начинает Шмераль. И вмдиг, как сразу притянулись к нему сотни глаз, доверчивых, дру ­ желюбных. Только в глазах «ищеек», затаившихся среди рабочих, да комиссара полиции, который, не таясь, торчал в президиуме,— отчаянная тревога: Шмераль, молодой философ и юрист, умеет владеть аудиторией, з а х в а ­ тывать ее, подчинять своей воле. Он не любит рассуждать «вообще», он берет только факты и так их предъявляет, показывает, что становится не по себе. Как на пороховой бочке. Еще, еще искра — и вдруг все взле­ тит. Однако останавливать, обрывать Шмераля, одного из редакторов «Право лиду», популярнейшей среди рабочих газеты,— еще опаснее. Тогда взрыв уж и совсем неизбежен. Эти пролетарии всегда с н а с л аж ­ дением слушают «своего» Шмераля и сорвать его выступление ни за что не позволят. Но Богумир Шмераль все это тоже знает. И знает, каким языком допустимо говорить на открытых рабочих собраниях. Не надо касаться личности императора, не надо с трибуны призывать народ к сверже­ нию правительства своей страны, не надо говорить о том, что чешские рабочие... — Красное знамя на мачте военного корабля — это неизбежное и совершенно естественное продолжение той борьбы против самодержа в ­ ного строя, которую с особой яростью начали русские рабочие после «кровавого воскресенья», когда у рабочих начисто была убита, расстре­ ляна вера в царя и в царскую справедливость. И вот уже рабочие Лодзи воздвигают баррикады на улицах, вступают в сражение с полицией, с царскими войсками. Вы слышите? Слышите? Русский народ сделал грозное предупреждение своему правительству: «Не думайте, что можно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2