Сибирские огни, 1966, №1

кровищами лесов. И снова повторилась пе­ чальная история — у индейцев отняли луч­ шие леса, и они опять вынуждены были бе­ жать. Куда? В самую горную глушь. «Это бегство продолжается и по сей день,— пи­ шет автор книги.— Вот и сейчас ночью, ко­ гда я пишу эти строки, чьи-то руки на гра­ нице индейских владений тайком передви­ гают изгороди, и небольшие группы тарау- мара вынуждены отправиться в путь, в безлюдные дали...» Написано это в середи­ не 1950-х го д о в .. Диким и нелепым все это кажется нам. Но память возвращается к прошлому малых народов нашей страны, которые были вот так ж е теснимы, обрекались на беспросвет­ ное существование, а некоторые из них со­ всем исчезли, оставив о себе только смут­ ную память... Вспомните о тофах, небольшом народе, жившем так же, как и тараумара, в глухом горном углу, среди лесов, скал и горных потоков. На пороге XX века о них писали: «Пройдет, быть может, 30—50 лет, и народ этот оставит по себе только память о своем существовании, исчезнув с лица земли до последнего своего представителя» ‘. Но про­ шло почти 70 лет с того дня, как были написаны эти строки, а тофы живут и здрав­ ствуют и не превратились, подобно тарау­ мара, в «самый беспомощный на земле народ»... Книга Бенитеса не грешит рассудочными аналогиями, это живое, интересное и яркое описание жизни, быта, труда и борьбы ин­ дейцев. Но так уж разителен контраст ме­ ж ду жизнью тараумара и судьбой хотя бы тех же тофов или эвенков, что сравнение приходит само собой. Бенитес обладает пером острым, а гла­ зом зорким. Он иронически рисует бесплод­ ность усилий «термитов господа бога» — 1 Труды антропологического общества при Военно-медицинской Академии, том 3. СПб, 1898, стр. 83. иезуитов, которые в течение нескольких ве­ ков пытались превратить тараумара в по­ слушную паству и, давно уже потеряв на­ деж ду на это, упрямо держатся на земле тараумара лишь затем, чтобы воспитать из 200 индейских детей набожных католиков и ремесленников. «Беспощадное истребление туземцев белыми остается за пределами ин­ тересов, возможностей и деятельности это­ го ордена»,— говорит Бенитес. С чувством большой симпатии рассказы­ вает Бенитес о солдатах «маленькой лесной армии» — группе этнографов, учителей и врачей, сотрудников Национального индей­ ского института и министерства просвеще­ ния. Они искренне стремятся помочь индей­ цам, но их усилия «в большинстве случаев не дают желаемых результатов... Они ли­ шены политического влияния, необходимого для улучшения жизни аборигенов». Впечатляющие страницы книги посвяще­ ны борьбе индейцев за отнятую у них об­ манным путем землю, их противодействию алчным торговцам, их быту, развлечениям, легендам... Автор полон сочувствия к ним, но не переоценивает своих возможностейз «Я не из тех, кто видит в книге панацею от всех наших бед, и отнюдь не считаю, что достаточно просидеть за письменным столом тысячу часов, чтобы исчезли несправедли­ вость и заблуждения и ад превратился в рай». Однако он безосновательно полагает­ ся на правительство, когда говорит, что индейская проблема не относится к числу неразрешимых и не выходит за рамки эко­ номических и административных возможно­ стей. Правда, Бенитес далее признает, что такое, казалось бы, самое простое решение наталкивается на непреодолимые препят­ ствия. Несомненно, не правительство осво­ бодит индейцев тараумара от «сильных и свирепых хищников», не правительство вос­ становит справедливость, а только социаль­ ная революция. Книга Бенитеса объективно приводит к такому выводу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2