Сибирские огни, 1966, №1
кровищами лесов. И снова повторилась пе чальная история — у индейцев отняли луч шие леса, и они опять вынуждены были бе жать. Куда? В самую горную глушь. «Это бегство продолжается и по сей день,— пи шет автор книги.— Вот и сейчас ночью, ко гда я пишу эти строки, чьи-то руки на гра нице индейских владений тайком передви гают изгороди, и небольшие группы тарау- мара вынуждены отправиться в путь, в безлюдные дали...» Написано это в середи не 1950-х го д о в .. Диким и нелепым все это кажется нам. Но память возвращается к прошлому малых народов нашей страны, которые были вот так ж е теснимы, обрекались на беспросвет ное существование, а некоторые из них со всем исчезли, оставив о себе только смут ную память... Вспомните о тофах, небольшом народе, жившем так же, как и тараумара, в глухом горном углу, среди лесов, скал и горных потоков. На пороге XX века о них писали: «Пройдет, быть может, 30—50 лет, и народ этот оставит по себе только память о своем существовании, исчезнув с лица земли до последнего своего представителя» ‘. Но про шло почти 70 лет с того дня, как были написаны эти строки, а тофы живут и здрав ствуют и не превратились, подобно тарау мара, в «самый беспомощный на земле народ»... Книга Бенитеса не грешит рассудочными аналогиями, это живое, интересное и яркое описание жизни, быта, труда и борьбы ин дейцев. Но так уж разителен контраст ме ж ду жизнью тараумара и судьбой хотя бы тех же тофов или эвенков, что сравнение приходит само собой. Бенитес обладает пером острым, а гла зом зорким. Он иронически рисует бесплод ность усилий «термитов господа бога» — 1 Труды антропологического общества при Военно-медицинской Академии, том 3. СПб, 1898, стр. 83. иезуитов, которые в течение нескольких ве ков пытались превратить тараумара в по слушную паству и, давно уже потеряв на деж ду на это, упрямо держатся на земле тараумара лишь затем, чтобы воспитать из 200 индейских детей набожных католиков и ремесленников. «Беспощадное истребление туземцев белыми остается за пределами ин тересов, возможностей и деятельности это го ордена»,— говорит Бенитес. С чувством большой симпатии рассказы вает Бенитес о солдатах «маленькой лесной армии» — группе этнографов, учителей и врачей, сотрудников Национального индей ского института и министерства просвеще ния. Они искренне стремятся помочь индей цам, но их усилия «в большинстве случаев не дают желаемых результатов... Они ли шены политического влияния, необходимого для улучшения жизни аборигенов». Впечатляющие страницы книги посвяще ны борьбе индейцев за отнятую у них об манным путем землю, их противодействию алчным торговцам, их быту, развлечениям, легендам... Автор полон сочувствия к ним, но не переоценивает своих возможностейз «Я не из тех, кто видит в книге панацею от всех наших бед, и отнюдь не считаю, что достаточно просидеть за письменным столом тысячу часов, чтобы исчезли несправедли вость и заблуждения и ад превратился в рай». Однако он безосновательно полагает ся на правительство, когда говорит, что индейская проблема не относится к числу неразрешимых и не выходит за рамки эко номических и административных возможно стей. Правда, Бенитес далее признает, что такое, казалось бы, самое простое решение наталкивается на непреодолимые препят ствия. Несомненно, не правительство осво бодит индейцев тараумара от «сильных и свирепых хищников», не правительство вос становит справедливость, а только социаль ная революция. Книга Бенитеса объективно приводит к такому выводу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2