Сибирские огни, 1966, №1
жающими его людьми и жизненными об стоятельствами. Вместе с тем, писатель стре мится проникнуть в его интимный мир, показать Горнова как семьянина. Ощуще нием нравственной чистоты и затаенной грусти проникнуты переживания героя, вы званные разлукой с родными и близкими людьми. Особенно поэтичны сцены воспо минаний Горнова о жене и детях, сцены свиданий с Машей накануне и после опера ции. Так в произведение входит мотив люб ви и верности, придающий всему повество ванию светлую, лирическую окраску. С огромной симпатией относится автор и к Герасиму Ивановичу. Этому сильному, доброму и мужественному человеку, наде ленному цельным, бескомпромиссным ха рактером, до всего есть дело: он считает своей обязанностью вмешиваться в судьбы других людей, стремится помочь им стать чище и благороднее. Его активная позиция, борьба с равнодушными и подленькими людьми, умение скрывать собственные стра дания оказывают благотворное влияние на окружающих. Под его воздействием в больничной палате рождается маленький коллектив, люди вновь обретают чувство собственной значимости, ж аж ду жить и тво рить во имя жизни. Происходит как бы нравственное равнение героев на Герасима Ивановича Не случайно после его смерти более уравновешенным становится Аскольд, заметные сдвиги наблюдаются в сознании и поведении Николая, по-новому осмысли вает свой жизненный путь Горнов. Герасим Иванович умираРт ь расцвете творческих сил, но умирает на посту, как боец, до по следнего вздоха отдавая себя борьбе за человеческое счастье. Последние его слова в операционной были обращены к Николаю: «Пусть идет к людям...» Повесть ГГ Воронина, как видим, содер жит в себе элементы трагедийности, кото рая объясняется неразрешимыми противо речиями между необычной силой духа, во левыми качествами советского человека и неизбежностью его физической кончины. Однако трагические ноты не противоречат общей оптимистической настроенности про изведения. Тема бессмертия, жизненного и нравственного подвига Герасима Ивановича становится определяющей во второй части книги. Герасим Иванович остался «вечно' живым и в строю» для Горнова, Славы и Аскольда, для прибывшего на лечение в ин ститут начальника районного отделения ми лиции Трофима Денисовича; черты беспо койного характера Герасима Ивановича мы улавливаем и в облике литовского дириже ра и композитора й озуса, спешащего до операции завершить ранее начатую работу, и в облике инженера с Украины, который с увлечением рассказывает о том, «что их группа проектирует необыкновенную земле ройную машину» Образы Горнова и Герасима Иванови ч а — большая художественная удача П. Во ронина. Тематически повесть «Здравствуй, жизнь!» перекликается с романом «Как за калялась сталь», судьба Василия Горнова напоминает судьбу Павла Корчагина. Близ ки персонажи и но своим жизненным идеа лам: для Горнова, как и для Павла Корча гина, главное состоит в том, «чтобы про жить, оставив добрый след на земле». Но Горнов не повторяет своего литературного предшественника. Это наш современник, ге рой 60-х годов, обогащенный не только опы том борьбы на фронтах Великой Отечест венной войны, но и опытом коммунистиче ского строительства. В. У т к о в КНИГА О ПРОСТОДУШНОМ НАРОДЕ В этой книге1 всего 102 страницы, мно го фотографий, и рассказывает она об одном из самых глухих уголков земного шара — горах Западной Сьерра Мадра, чьи угрюмые скалы высятся на севере Мексики. И, хотя невелика книжка и бесконечно далеки от нашей действительности события, описываемые в ней,— судьба «самого про стодушного и беспомощного народа на зем ле» — индейцев тараумара, героев книги, не может оставлять нас равнодушными. Уже при беглом просмотре книги пора жает ощущение удивительной знакомости ее материала. Всматриваясь в фотографии женщин тараумара, видишь, что они такж е повязаны белыми и цветными платками, та кие же у них свободные кофты и широкие в сборку юбки, как и у крестьян на берегу Иртыша или Оби. И лица индейцев тарау мара удивительно напоминают лица неко торых малых народов Средней Сибири. И природа Западной Сьерра Мадра тоже зна кома — «ветви деревьев гнутся под тяж е стью снега, сугробы заметают пастбища, за стывшие реки превращаются в хрусталь...» На этом не прекращается странное ощу щение знакомости, с которым начинаешь читать книгу Бенитеса. Судьба народа та раумара, страшная, безысходная, застав ляет нас невольно оглянуться назад. Народ этот жил на плодородных землях, в доли нах, но был постепенно оттеснен в трудно доступные торные районы и на протяжении веков оставался там в одиночестве, окру женный снегами, елями, причудливыми ска лами. Но и это не спасло его. Пришли д р у гие люди за горными богатствами, за со 1 Ф. Б е н и т е с . Путешествие к индейцам та раум ара. М., И здательство «Прогресс», 1965.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2