Сибирские огни, 1966, №1

жающими его людьми и жизненными об­ стоятельствами. Вместе с тем, писатель стре­ мится проникнуть в его интимный мир, показать Горнова как семьянина. Ощуще­ нием нравственной чистоты и затаенной грусти проникнуты переживания героя, вы­ званные разлукой с родными и близкими людьми. Особенно поэтичны сцены воспо­ минаний Горнова о жене и детях, сцены свиданий с Машей накануне и после опера­ ции. Так в произведение входит мотив люб­ ви и верности, придающий всему повество­ ванию светлую, лирическую окраску. С огромной симпатией относится автор и к Герасиму Ивановичу. Этому сильному, доброму и мужественному человеку, наде­ ленному цельным, бескомпромиссным ха­ рактером, до всего есть дело: он считает своей обязанностью вмешиваться в судьбы других людей, стремится помочь им стать чище и благороднее. Его активная позиция, борьба с равнодушными и подленькими людьми, умение скрывать собственные стра­ дания оказывают благотворное влияние на окружающих. Под его воздействием в больничной палате рождается маленький коллектив, люди вновь обретают чувство собственной значимости, ж аж ду жить и тво­ рить во имя жизни. Происходит как бы нравственное равнение героев на Герасима Ивановича Не случайно после его смерти более уравновешенным становится Аскольд, заметные сдвиги наблюдаются в сознании и поведении Николая, по-новому осмысли­ вает свой жизненный путь Горнов. Герасим Иванович умираРт ь расцвете творческих сил, но умирает на посту, как боец, до по­ следнего вздоха отдавая себя борьбе за человеческое счастье. Последние его слова в операционной были обращены к Николаю: «Пусть идет к людям...» Повесть ГГ Воронина, как видим, содер­ жит в себе элементы трагедийности, кото­ рая объясняется неразрешимыми противо­ речиями между необычной силой духа, во­ левыми качествами советского человека и неизбежностью его физической кончины. Однако трагические ноты не противоречат общей оптимистической настроенности про­ изведения. Тема бессмертия, жизненного и нравственного подвига Герасима Ивановича становится определяющей во второй части книги. Герасим Иванович остался «вечно' живым и в строю» для Горнова, Славы и Аскольда, для прибывшего на лечение в ин­ ститут начальника районного отделения ми­ лиции Трофима Денисовича; черты беспо­ койного характера Герасима Ивановича мы улавливаем и в облике литовского дириже­ ра и композитора й озуса, спешащего до операции завершить ранее начатую работу, и в облике инженера с Украины, который с увлечением рассказывает о том, «что их группа проектирует необыкновенную земле­ ройную машину» Образы Горнова и Герасима Иванови­ ч а — большая художественная удача П. Во­ ронина. Тематически повесть «Здравствуй, жизнь!» перекликается с романом «Как за ­ калялась сталь», судьба Василия Горнова напоминает судьбу Павла Корчагина. Близ­ ки персонажи и но своим жизненным идеа­ лам: для Горнова, как и для Павла Корча­ гина, главное состоит в том, «чтобы про­ жить, оставив добрый след на земле». Но Горнов не повторяет своего литературного предшественника. Это наш современник, ге­ рой 60-х годов, обогащенный не только опы­ том борьбы на фронтах Великой Отечест­ венной войны, но и опытом коммунистиче­ ского строительства. В. У т к о в КНИГА О ПРОСТОДУШНОМ НАРОДЕ В этой книге1 всего 102 страницы, мно­ го фотографий, и рассказывает она об одном из самых глухих уголков земного шара — горах Западной Сьерра Мадра, чьи угрюмые скалы высятся на севере Мексики. И, хотя невелика книжка и бесконечно далеки от нашей действительности события, описываемые в ней,— судьба «самого про­ стодушного и беспомощного народа на зем­ ле» — индейцев тараумара, героев книги, не может оставлять нас равнодушными. Уже при беглом просмотре книги пора­ жает ощущение удивительной знакомости ее материала. Всматриваясь в фотографии женщин тараумара, видишь, что они такж е повязаны белыми и цветными платками, та­ кие же у них свободные кофты и широкие в сборку юбки, как и у крестьян на берегу Иртыша или Оби. И лица индейцев тарау мара удивительно напоминают лица неко­ торых малых народов Средней Сибири. И природа Западной Сьерра Мадра тоже зна­ кома — «ветви деревьев гнутся под тяж е­ стью снега, сугробы заметают пастбища, за ­ стывшие реки превращаются в хрусталь...» На этом не прекращается странное ощу­ щение знакомости, с которым начинаешь читать книгу Бенитеса. Судьба народа та­ раумара, страшная, безысходная, застав­ ляет нас невольно оглянуться назад. Народ этот жил на плодородных землях, в доли­ нах, но был постепенно оттеснен в трудно­ доступные торные районы и на протяжении веков оставался там в одиночестве, окру­ женный снегами, елями, причудливыми ска­ лами. Но и это не спасло его. Пришли д р у ­ гие люди за горными богатствами, за со­ 1 Ф. Б е н и т е с . Путешествие к индейцам та­ раум ара. М., И здательство «Прогресс», 1965.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2