Сибирские огни, 1966, №1
первыми воскресили имена многих, ранее безвестных героев Великой Отечественной войны, они способствовали тому, чтобы вер нуть народу и истории имена крупных го сударственных деятелей и полководцев, пре данных забвению в годы культа. Очерк Л. Решетникова занимает достойное место среди этих произведений. И в целом его книга не обманывает ожиданий читателя, любящего документальный жанр. И, Ш е х о в ц о в ВСЕГДА В СТРОЮ Герои повести Петра Воронина «Здрав ствуй. жизнь!»1 действуют в необычной для них обстановке, ь момент вынужденного покоя. Тяжелая болезнь выбивает их из привычной жизненной колеи, отрывает от любимого дела, родных и знакомых. Люди в таких случаях остаются наедине со своим недугом, наедине со своими мыслями. И здесь-то обнаруживается, что они живут интенсивной внутренней жизнью. Разнооб разны их желания и интересы, многогранны переживания и чувства. Своеобразная форма повести-исповеди, написанной от лица главного героя, учите ля-сибиряка Горнова, помогает автору за печатлеть этот сложный психологический процесс, покатать богатство духовного мира советских людей, их нравственную стойкость и красоту. По мнению Горнова, лечащих его врачей заботит телесный недуг, «но я-то не составитель истории болезни,— размыш ляет он.— Для меня не это важно, и бо лезнь и здоровье, интересующие меня, сов сем иного, морального плана. Они не имеют с болезнью прямой физической связи, а но характеру своему еще сложнее и неизведан нее» Позиция героя, таким образом, совпадает с замыслом автора, стремящегося через жиз ненную судьбу Горнова и других персона жей исследовать морально-этические проб лемы наших дней, среди которых ведущее место принадлежит проблеме смысла чело веческой жизни. Разные люди оказались в больничной палате, и каждый из них — неповторимо сложный характер. По-разному восприни мают они личное несчастье. Молодой талантливый художник Аскольд напуган и растерян. Случившееся он вос принимает вначале как катастрофу, как кру шение всех надежд. Он замкнулся в себе, 1 П. В о р о н и н , Здравствуй, жизнь! «Ок тябрь», 1965, № 2. стал озлобленным и раздражительным, на меренно отказывается от встреч с женой. В отличие от Аскольда мужественно бо рется с болезнью девятнадцатилетний тех ник Славик, «юноша ростом с десятилетне го, малосильный и хрупкий, как ребенок, с умом и духовным миром взрослого»... В ожидании операции трезво пытаются осмыслить сложившуюся обстановку Васи лий Николаевич Горнов и его сосед по кон ке, архитектор-проектировщик Герасим Ива нович. Бравирует только Николай, мастер-стро итель, самоуверенный парень лет двадцати, зараженный скептицизмом и собственниче скими предрассудками. Идеалом для него является преуспевающий дядя-мещанин, че ловек малограмотный и хитрый, который, по свидетельству Николая, «и чин соргани зовал и деньги». В бытовых и философских спорах героев о цели и смысле жизни, в их столкновениях с Николаем раскрываются лучшие мораль ные качества наших современников, атмо сфера подлинной человечности, товарище ской заботы и чуткости. Для Герасима Ива новича, Горнова и Славки жизнь имеет смысл лишь тогда, когда они отдают свои знания и силы общенародному делу, сози дательному труду. Хотя герои повести и не могут проявить себя в труде, они постоянно размышляют о вынужденно оставленной работе, о незавершенных планах и начина ниях. Немеющими пальцами Герасим Ива нович набрасывает схему и чертеж нового экономического способа соединения строи тельных деталей. «Человек, пока жив, пока мыслит, небесполезен,— говорит Герасим Иванович.— Он нужен всем — близким, дальним... Пока я живу, я мыслю и. значит, могу и буду!». Горнова волнуют проблемы производственного обучения учащихся. Он вынашивает план создания методики ком мунистического воспитания школьников. Учитель из далекого сибирского городка Борска предогяет перед нами человеком сформировавшихся взглядов и убеждений, прочных нравственных устоев. Подобно ав тору, он принадлежит к тому поколению, которое «в шесгнадцать лет грезило подви гами Чапаева, в двадцать воевало, потря сая мир самоотверженностью и мужеством». Автор не приукрашивает своего героя, не скрывает его слабостей и недостатков. Горнов в часы раздумий сознается, что д о пускал в прошлом немало ошибок. Двадц а тый съезд партии для него был временем «горьких и трудных открытий». Он сурово осуждает себя за малодушие и трусость, когда во время работы в райкоме комсомо ла по совет у свыше «уволил... честную, добрую, но очень рассеянную девушку Ри ту»... Рисуя героя живым человеком, а не идеальной схемой, П. Воронин добивается естественности з показе жизненной правды и правды человеческого характера. Пришед ший на страницы повести из гущи жизни, близкий нам по мысли и духу, Горнов изо бражается в многосторонних связях с окру
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2