Сибирские огни, 1966, №1
ся только как средство передвижения, ис пользуемое для изучения разворачивающей ся перед глазами действительности. По-ви димому, это происходит потому, что теперь риск подобных путешествий значительно уменьшился, сейчас почти невозможен тра гический исход, как во времена Нансена или «Челюскина». Л. Решетников посвящает свой очерк именно работе экипажа дизель-электрохода «Индигирка», идущего от порта Диксон на Северную Землю. И мы убеждаемся в том, что великое мужество старых полярных ис следователей продолжает жить и быть не обходимым. Судно оснащено локаторами, мощнейши ми двигателями, совершеннейшей радиосвя зью, и даж е штатную должность кочегара занимает инженер, ибо на «Индигирке» кочегар — это инженерная должность. «Но,— как говорит капитан А. Ф. Пинежанинов,— Арктика! И в том, как он произносит это «Арктика», слышится и уважение к ней, Арктике, и досада по поводу ее капризов, и упрямое желание найти выход из тупика, в который — не первый раз! — пытается за гнать она своих покорителей». Точная, яркая форма найдена автором в этом очерке. Как бы в трех измерениях на блюдаем мы поход «Индигирки», облик ее капитана и всего экипажа. Лаконичные вы писки из судового журнала все время соот носятся с непосредственными наблюдениями автора, и пронизывает очерк еще третье из м ерение— «Героическая повесть в радио граммах». Автор нашел у Пинежанинова целую шкатулку радиограмм, в которых рас крывается история одного из предыдущих походов «Индигирки» на спасение рыболов ного траулера, затертого льдами. В резуль тате перед нами объемно и многогранно предстает труд полярных моряков, требую щий не героического порыва, а ежедневного многолетнего мужества. Высокого мужества, ставшего обыденной чертой характера. В книге представлены заграничные очер ки Л . Решетникова «За горами за Карпат скими (Венгерские новеллы)» и «На евро пейском перекрестке (Австрийские запи ски)». Н адо сказать, что «Венгерские новел лы» получились слабей «Австрийских запи сок». «Старая трубка» написана все-таки суховато и маловыразительно, а «Повесть об одной любви» рассказана несколько ба нально. В «Австрийских записках» автор расска зывает о сложном периоде в жизни Австрии накануне заключения мирного договора и провозглашения ею политики нейтралитета. И снова многоплановость исследования — политический анализ, исторические экскурсы, личные наблюдения, непосредственное зна комство с разными слоями австрйского об щ ества— дает тот идейно-художественный сплав, благодаря которому перед нами раз вертывается выпуклая и убедительная кар тина. Впрочем, следовало бы некоторые исторические экскурсы разработать более сильно, языком художественной публици стики, а не исторической информации. Х о рошо выписаны такие эпизоды: смена по четного караула союзных армий в М еж ду народном секторе Вены, спасение нашими солдатами австрийцев во время наводнения в Мельке, напряженная встреча в кафе со ветских офицеров с австрийскими участни ками боев на восточном фронте, которая кончилась дружески. В книге немало сильных очерков, но, может быть, наиболее значительным являет ся очерк «По Уймону». Автор отправился в Горный Алтай с военно-исторической экспе дицией, целью которой было восстановление исторической истины о подвигах Горно-Ал тайской партизанской дивизии времен граж данской войны и о ее командире И. Я- Тре тьяке, несправедливо загубленном в годы культа личности. Этот очерк читается как увлекательная повесть, потому что автор делает нас, чита телей, как бы участниками своих розысков, шаг за шагом ведет нас через противоречи вость предварительных сведений, через з а гадки в биографии Третьяка. Мы вслед за ним постепенно становимся обладателями неопровержимой исторической истины. Автор подробно описывает всю поездку экспедиции, даж е привалы на ее пути. О д на — хорошо написанная — глава называет ся «Да здравствует таймень!» Она вроде бы не имеет прямого отношения к основной теме, но она необходима: через подобные отступ ления воссоздается атмосфера абсолютной достоверности всего происходящего, живой действительности, на фоне которой еще рельефней вырисовывается пунктуальный, кропотливый, серьезный труд экспедиции по восстановлению правды далекого прошлого. Нелегко дается истина, многое наслои лось на восприятие тех давних лет, участ ники событий не всегда способны к объек тивному суждению о временах своей моло дости. Есгь в очерке выразительный, почти трагический образ старого партизана, быв шего командира полка И. JT. Никифорова. Он неприязненно относится к Третьяку, рев нует к его воскресающей славе. И не только его вина а этом. За много лет он привык к тому, что имя Третьяка предано забвенью, что, по сути, из крупных военачальников дивизии один он остался в живых и многие годы символизировал ее славу. Ему тяжело пересматривать прошлое. Да, в восстановлении научной историче ской истины приходится пробиваться через много препятствий — через неполноту доку ментов, субъективизм очевидцев, через на слоения культовских лет. Военно-историче ская экспедиция, работу которой так инте ресно описал Л. Решетников, с честью вы полнила свою задачу. Славное имя И. Я- Третьяка, история его героической жизни восстановлены полностью. В последние годы документальный жанр художественной прозы завоевал высокий авторитет у читателя. Очеркисты первыми из литераторов рассказали о крупных недо статках в ведении сельского хозяйства, они
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2