Сибирские огни, 1966, №1
окружающими, и в этом убеждении есть резон, поскольку прошлый опыт удовлетво рял его претензии на исключительность. И сейчас еще, как видим, нашлись у него по читатели. С другой стороны, сдвиги в обще ственной психологии, перемена климата со циальной жизни разрушили многие из преж них представлений о человеческих ценно стях. Вокруг Такового образуется полоса отчуждения, а он не может понять проис ходящего Возникает разлад в душе героя, конфликт между человеком и средой. Злость, взметнувшись, было, в душе обреченного, сменилась тупым безразличием. Нарастает ощущение неизбежной гибели Такового. Но по-разному уходяг персонажи с подмостков. В финале повести — распря внутри преступ ного мира. Таковой, пытаясь спастись, цеп ляясь за подленькую мечту, становится жертвой собственного злодейства. Послед няя отчаянная мысль Такового — «Я еще не жил» — и есть, пожалуй, ключ к его 'судьбе. Итак, поставленную перед собой задачу прозаик выполнил. У критика серьезное сомнение: нужно ли пенять автору, что-де вот бегло показана работа председателя колхоза, схематичен образ парторга, что слишком уж просто пошли в гору артельные дела. Действительно, дал полковник в долг колхозу двадцать тысяч, колхозники пове рили новичку, нюхом почуяли: приехал всерьез и надолго. А тот завел мелиорацию, привлек стариков. Недавно полусонные, д е ревни ожили. Построили новый коровник, заложили у озера птицеферму. Вспомнил Нестеров про орехи, про рыбный промысел, про грибы. Заключил договоры с заготови телями. Потекли в кассу деньги. Народ по веселел. Это не пересказ, а, почитай, цитата. Как легко было бы гут бросить автору ядовитые упреки. Д а, то-то и то-то у Глущенко по верхностно, есть беглость в изображении второстепенных лиц. Но ведь беллетрист и не собирался живописать их, не задумывал повесть о сельских хлопотах. Задачу же, ко торую себе выбрал, он, повторяем, вы полнил... У «Ангары» тираж три тысячи. А мы привыкли к стотысячным, к двухсоттысяч ным и знаем даж е миллионный журнальный тираж. Но не всегда реальная значимость издания определяется его популярностью. Иные академические издания выходят сот нями экземпляров, а без них нельзя. Вме сте с тем следует сказать, что увеличить число подписчиков вдвое-втрое мог бы, по ж алуй, любой из областных альманахов, в том числе и иркутско-читинский. Для этого надо в первую очередь поднять уровень от делов публицистики и критики. Проза «Ан гары» интересна, чему свидетельством и полемика в большой прессе вокруг некото рых ее произведений Раз можно толковать о слабых публикациях, значит, есть силь ные. В этом убеждает материал первых двух номеров «Ангары» за минувший год. А. Н и к у л ь н о в МЕРИДИАНЫ МУЖЕСТВА К огда я читал очерковую книгу поэта Леонида Решетникова «Меридианы мужества»1, то постоянно вспоминал строч ку из его стихотворения: « А ведь мир на мужестве стоит» В многочисленных поездках, во встре чах с сотнями людей, в живом общении с жизнью писателя прежде всего интересуют характеры мужественные, активные, деяния ми которых движется прогресс. Именно эта тенденция, проходящая через все очерки, делает книгу цельной. В очерке «На Енисее, у Дивных гор» мы знакомимся с тремя примечательными людь ми. У них очень разные биографии, различ ное общественное положение, но в слажен ном взаимодействии они своим разумом и руками возводят гигантскую Енисейскую ГЭС. Э т о— начальник строительства Герой Социалистического Труда А. Е. Бочкин, главный инженер гидромонтажа испанец Ленин Гарсиа и бригадир бригады комму нистического труда Николай Смелко. Автору удались их психологические порт реты, которые в восприятии читателя скла дываются постепенно — в переплетении лич ных впечатлений автора, биографий героев, изображения эпизодов их работы на ГЭС. Если впечатляюще изображены планер ка в кабинете Бочкина, с ее напряженной деловой атмосферой, с властными и точны ми решениями начальника строительства, или спасение баржи бригадой Смелко, то изложение биографий героев наименее уда лось автору. Устами ли писателя или само го героя биографии излагаются одинаково однообразно, сухо, информационно. Напри мер, Гарсиа сам рассказывает про свою не обыкновенную жизнь. И хотя, по свидетель ству автора, он говорит с сильным акцен том, речь его передана без малейшего свое образия, донельзя правильными газетными фразами. Видимо, поэт еще не овладел ма стерством прозаика, не уловил живой раз говорной речи разных людей. Хорошо, что тут выручает сам материал, значительность судеб.героев Тема мужества вырастает в целую эпо пею мужества в одном из лучших очерков книги — «Индигирка» идет на север». Как- то так повелись в последнее время, что в очерках о плавании по трудным маршрутам, о самом судне, о работе экипажа рассказы вается лишь побочно. Судно воспринимает 1 Л е о н и д Р е ш е т н и к о в . М еридианы му жества'. Рассказы и очерки. М., Воениздат, 1965.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2