Сибирские огни, 1966, №1

окружающими, и в этом убеждении есть резон, поскольку прошлый опыт удовлетво­ рял его претензии на исключительность. И сейчас еще, как видим, нашлись у него по­ читатели. С другой стороны, сдвиги в обще­ ственной психологии, перемена климата со­ циальной жизни разрушили многие из преж­ них представлений о человеческих ценно­ стях. Вокруг Такового образуется полоса отчуждения, а он не может понять проис­ ходящего Возникает разлад в душе героя, конфликт между человеком и средой. Злость, взметнувшись, было, в душе обреченного, сменилась тупым безразличием. Нарастает ощущение неизбежной гибели Такового. Но по-разному уходяг персонажи с подмостков. В финале повести — распря внутри преступ­ ного мира. Таковой, пытаясь спастись, цеп­ ляясь за подленькую мечту, становится жертвой собственного злодейства. Послед­ няя отчаянная мысль Такового — «Я еще не жил» — и есть, пожалуй, ключ к его 'судьбе. Итак, поставленную перед собой задачу прозаик выполнил. У критика серьезное сомнение: нужно ли пенять автору, что-де вот бегло показана работа председателя колхоза, схематичен образ парторга, что слишком уж просто пошли в гору артельные дела. Действительно, дал полковник в долг колхозу двадцать тысяч, колхозники пове­ рили новичку, нюхом почуяли: приехал всерьез и надолго. А тот завел мелиорацию, привлек стариков. Недавно полусонные, д е­ ревни ожили. Построили новый коровник, заложили у озера птицеферму. Вспомнил Нестеров про орехи, про рыбный промысел, про грибы. Заключил договоры с заготови­ телями. Потекли в кассу деньги. Народ по­ веселел. Это не пересказ, а, почитай, цитата. Как легко было бы гут бросить автору ядовитые упреки. Д а, то-то и то-то у Глущенко по­ верхностно, есть беглость в изображении второстепенных лиц. Но ведь беллетрист и не собирался живописать их, не задумывал повесть о сельских хлопотах. Задачу же, ко­ торую себе выбрал, он, повторяем, вы­ полнил... У «Ангары» тираж три тысячи. А мы привыкли к стотысячным, к двухсоттысяч­ ным и знаем даж е миллионный журнальный тираж. Но не всегда реальная значимость издания определяется его популярностью. Иные академические издания выходят сот­ нями экземпляров, а без них нельзя. Вме­ сте с тем следует сказать, что увеличить число подписчиков вдвое-втрое мог бы, по­ ж алуй, любой из областных альманахов, в том числе и иркутско-читинский. Для этого надо в первую очередь поднять уровень от­ делов публицистики и критики. Проза «Ан­ гары» интересна, чему свидетельством и полемика в большой прессе вокруг некото­ рых ее произведений Раз можно толковать о слабых публикациях, значит, есть силь­ ные. В этом убеждает материал первых двух номеров «Ангары» за минувший год. А. Н и к у л ь н о в МЕРИДИАНЫ МУЖЕСТВА К огда я читал очерковую книгу поэта Леонида Решетникова «Меридианы мужества»1, то постоянно вспоминал строч­ ку из его стихотворения: « А ведь мир на мужестве стоит» В многочисленных поездках, во встре­ чах с сотнями людей, в живом общении с жизнью писателя прежде всего интересуют характеры мужественные, активные, деяния­ ми которых движется прогресс. Именно эта тенденция, проходящая через все очерки, делает книгу цельной. В очерке «На Енисее, у Дивных гор» мы знакомимся с тремя примечательными людь­ ми. У них очень разные биографии, различ­ ное общественное положение, но в слажен­ ном взаимодействии они своим разумом и руками возводят гигантскую Енисейскую ГЭС. Э т о— начальник строительства Герой Социалистического Труда А. Е. Бочкин, главный инженер гидромонтажа испанец Ленин Гарсиа и бригадир бригады комму­ нистического труда Николай Смелко. Автору удались их психологические порт­ реты, которые в восприятии читателя скла­ дываются постепенно — в переплетении лич­ ных впечатлений автора, биографий героев, изображения эпизодов их работы на ГЭС. Если впечатляюще изображены планер­ ка в кабинете Бочкина, с ее напряженной деловой атмосферой, с властными и точны­ ми решениями начальника строительства, или спасение баржи бригадой Смелко, то изложение биографий героев наименее уда­ лось автору. Устами ли писателя или само­ го героя биографии излагаются одинаково однообразно, сухо, информационно. Напри­ мер, Гарсиа сам рассказывает про свою не­ обыкновенную жизнь. И хотя, по свидетель­ ству автора, он говорит с сильным акцен­ том, речь его передана без малейшего свое­ образия, донельзя правильными газетными фразами. Видимо, поэт еще не овладел ма­ стерством прозаика, не уловил живой раз­ говорной речи разных людей. Хорошо, что тут выручает сам материал, значительность судеб.героев Тема мужества вырастает в целую эпо­ пею мужества в одном из лучших очерков книги — «Индигирка» идет на север». Как- то так повелись в последнее время, что в очерках о плавании по трудным маршрутам, о самом судне, о работе экипажа рассказы­ вается лишь побочно. Судно воспринимает­ 1 Л е о н и д Р е ш е т н и к о в . М еридианы му­ жества'. Рассказы и очерки. М., Воениздат, 1965.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2