Сибирские огни, 1966, №1
выходит иногда на поверхность ценный ми нерал. Истинно философские и, вместе с тем, трогательно наивные раздумья старой тофаларки (маленькая народность в Сая нах). Поэтизация законов тайги, вырабо танных опытом поколений. К примеру, жен щина размышляет, глядя на олененка, о его доле, о его роли в жизни человека, в при роде. Если оленя считать только вьючным животным, то и себя придется тогда при нимать всего лишь за погонщика. «А этого в тайге мало. Здесь гордость необходима так же, как спички и хлеб, и все обычные представления о чувстве человеческого д о стоинства в Саянах надо увеличивать в не сколько раз.» Против месяцев одиночества и их тяжести приходится выставлять свое оружие. В финале закономерно встает перед читателем скульптурное лицо спокойной и мудрой старухи, постигшей смысл жизни. В центре повествования почти всех про заических вещей «Ангары» — пожилые лю ди. Это воспринимается ныне как антитеза другим героям — шумливым скептикам, суперменам, бронзовым и пыльным богам, готовым с легкостью решать любую пробле му, толковать о чем угодно. Молодую про зу еще недавно захлестывала волна само влюбленного глубокомыслия. Гораздо чаще философствует теперь человек зрелый, умуд ренный жизнью. Во всяком случае, если судить по прозе «Ангары». Здесь даж е «Рассказ о первой любви» (Виктор Лаври- найтис, № 1) дан ретроспективно, устами человека в возрасте, оглянувшегося на важ ное событие детства. Получился сильный рассказ о нравственной науке, преподанной дедом тринадцатилетним паренькам. Д ед ничего, почти ничего не делает, чтоб в фор мирующихся, готовых на пустяке сорваться душах воспитать высокие идеалы. Мораль ная традиция, духовный уклад вызревают в детских сердцах и под влиянием русской природы, и под действием русских харак теров. Показана критическая точка нравст венного вызревания, когда человек, может, впервые задумался над тем, что ж е он со творил, впервые осознал, что поступил нече стно, подло по отношению к другу, и оттого стало ему невыносимо тошно. Все, однако, уладилось. Но на сердце у героя печально. И одновременно как-то легко. Вот и вся не хитрая история. Но это история о том, как чуть-чуть повзрослел человек, это сколок с точки роста. Прошло время, человек ничего не позабыл, спустя десятилетия сформули ровал, что тогда с ним произошло, хотя нутром урок усвоил сразу и никогда с тех пор не мешал счастью других, даж е если самому было очень тяжело. Раскусить рас сказ не просто. Лишь по размышлении на чинаешь понимать благую роль деда: он позволил пареньку жестоко ошибиться, хотя легко мог предотвратить падение. Как гла сит восточная мудрость, умная мать не ме шает ребенку обжечься. Этический мир нашего бытия получил на страницах «Ангары» контрастное изображе ние благодаря повести В. Глущенко «Отъ езд не состоится» (№ 1). Те ж е проблемы, та ж е задача исследования нравственных коллизий, только на негативном материале. Неизменный объект искусства — человек. Но стяжатель, мерзавец, плут — тож е че ловек. Больше того — член нашего общест ва. Как ни прискорбно, но он еще и продукт общества, в котором обретается. Выброс нездоровых частей, отмирание клеток — не избежное следствие эволюции, жизненного процесса. Порок, болезнь, преступление не изжиты в нашей среде. И дабы лечить бо лезни, бороться с пороком и преступления ми, их надо знать, изучать. Отрицательное явление — правомерный объект искусства. Глущенко поставил в центр повествования жулика. Это человек, доживающий послед ние дни. Снова перед читателем экскурсы памяти в прошлое. Но тут уж, конечно, иной мотив, иные краски. Хилому, хитрому, не любимому председателю сельпо Таковому все кругом представляется серым, хмурым, противным. Чтимый всеми колхозный вожак кажется ему «мужиковатым подполковни ком» с «наивным пионерским энтузиазмом». А вот просто взгляд окрест: «В палисадни ке перед больницей ржавели папахи геор гин, уныло обвисали у изгороди плети нас турций, обожженных крепким заморозком. Серое небо, увядающие цветы, желтеющая трава... Всюду приметы тления, всюду тос ка!» Божий свет платит Таковому тем же. Ему неуютно, его третируют, над ним изде ваются колхозницы, с презрением покидает любовница, холодно отворачивается другая' женщина, которою он увлекся; отверг Та кового и былой собутыльник — шофер. Ав тор вглядывается в социальные процессы. Много лег к Таковому относились с почте нием, даж е побаивались его, в спорах не смелы переходить дозволенную грань... Что- то произошло непоправимое для Такового, «что-то легло поперек гладкой, хорошо уез женной дороги». В людях пробудилась,, растет непримиримость. Но откуда взялся этот деляга, барышник, подонок? Автор разворачивает картину становления, если можно так выразиться, характера («паде ние» тоже было бы не точно, ибо Таковой сгнил на корню, не успев развиться в пол ноценного человека). Эффектна пора рас цвета деятельности торгаша. А далее — тонко найденная прозаиком деталь, остано вившая в 1937 году карьеру Такового, когда он публично отрекся от арестованного ро дителя и заявил о расхождении с ним по идеологическим вопросам. «Открытое пись мо в свое время спасло, хотя мечты о сла ве, о власти пришлось оставить». Во время войны Таковой разжился спе куляциями на пушном промысле. Потом вошел в силу как работник торговли. З а б о ты привели делягу к серьезным перебоям сердца. Выкарабкался кое-как. Заявление Такового об уходе «начальник решительно отодвинул в сторону: «Изорви и брось. Опытные кадры нам тоже нужны». Так происходит раздвоение личности. С одной стороны, герой чувствует превосходство над
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2