Сибирские огни, 1966, №1
научно-фантастическая повесть, просто по весть, рассказы, зарисовки, лирическая тет радь, элегии в прозе Есть любопытная особенность, объеди няющая большинство произведений прозаи ческих жанров «Ангары», включая публи- цистику,— внимание к прошлому. Герой об ращает взор к юности, ворошит память, оце нивает минувшее, подводит итоги. Д умает ся, явление это не случайное. Критика уж е отметила повзросление пер сонажей так называемой молодой прозы. Если раньше в ней господствовал безусый парень, бегущий от неурядиц на стройку, в Сибирь, к янтарным берегам Прибалтики или мыкающий дни между рестораном, дач ным пригородом и цехом, то теперь он — чаще — уж е окончил вуз, женился, обзавел ся детьми, иногда даж е знаменит. У писа телей среднего поколения ярко выражена тяга к осмыслению недавней истории, к по искам героя пожившего, готового сопостав лять явления разных периодов истории государства Словом, если взглянуть пошире на лите ратурный процесс наших дней, можно ска зать, что отмеченная тенденция авторов «Ангары» вполне современна. Сибирские писатели чутко откликаются на злобу дня. Кто, как не люди старших возрастов, может толком осмыслить сдвиги в нравственных представлениях общества, оценить совер шившиеся за последнее десятилетие пере мены в духовной жизни народа? Им же приходится теперь еще и давать ответы на многие трудные «почему?» и «как?». Они ищут ответы прежде всего для себя, но их сомнения и поиски интересны всем. Среди этих поисков неизбежно возникает одна из популярных в новейшей литературе тем — тема наследия. ...Мартовское небо прочертил метеорит. Прочертил, и нет его. И следа не оставил. Г. Кобяков в лирической тетради «Нелегко выбирать дорогу» (№ 2), рисуя эпизоды предвоенного тревожного отрочества, срав нивает судьбу двух друзей с падающей звездою: пройдет жизнь — и никакой памя ти. Возник спор — Нет,— решительно возражает Яшка,— ...мы из тех, кто непременно оставит (след — П. Г.)... Должен оставить! Иначе не инте ресно бьп ь человеком. — Это он хорошо сказал,— размышляет второй.— Но сколько уже лет прожито, а где он, след-то? Что сделано? Его грызет неудовлетворенность. «След в жизни, какой-то, видимо, уж е можно было оставить, что-то можно было совер шить». Писатель точно рисует грозовую атмо сферу тридцатых годов. Пафос созидания, тени и призраки неведомых приятелям вра гов народа, романтика комсомола, бои в Испании, поверхностный оптимизм и серьез ная идеологическая подготовка к грядущим сражениям. Для молодого человека глав н о е— найти место в жизни. «Человек без призвания — серый человек. А какое OHOj. призвание?» В воспоминаниях о юности Г. Кобякова много истинной поэзии, гражданственности и теплого отношения к людям. В повести нет злодеев, но есть большая тревога за человека — от любви к нему. Автор после долгой разлуки на родине: «Много в Чулы ме воды утекло... Много лет прошумело над нами. Я вспомнил тех, кто шагал рядом, кто искал дорогу в Большую Жизнь. Я все время думал, как нелегко, как непросто было это сделать Мы торопились расти и мужать. Знали: к нашей стране, к порогу нашего дома приближалась война». И даль ш е— прямая публицистика, обращение к нынешней молодежи. «Да, мы очень торопи лись расти. Надо было. Ну, а тем, кому сей час пятнадцать, шестнадцать лет, не надо торопиться? Ведь они тоже вышли на ру беж, с которого начинаются шаги, может быть, самые решающие...» Сюжет Кобяковым завершен неожидан но. Прозаик развил характеры мальчишек до- грани свершения ответственного шага. При спела пора избрать самостоятельный путь. Трудные раздумья, преодоление колебаний, бессилие взрослых дать искомый ответ.(Ты наедине с совестью, ты призван, наконец, обнаружить свою волю, соизмерить личные интересы с долгом перед отечеством, высту пить в качестве гражданина. Ребята подались в военное училище. На наших глазах формировались их души, и нет сомнений, как они себя поведут в огне испытаний. Об этом рассказывает докумен тальная повесть Анатолия Семенова и Ми хаила Шагинского «Солдат всегда солдат» (№ 2 ), которая в смысле истории развития- характеров могла бы служить продолжени ем поведанному Кобяковым. Моряк Михаил Мартынович Чалов в числе последних за щитников Севастополя был пленен, но не сдался. Через все концлагери пронес сиби ряк комсомольский билет. Дважды бежал,, вошел в руководство партизанской брига дой «За Родину», составленной из совет ских военнопленных. О подвигах Чалова и поныне бытуют в Бельгии легенды. Теперь он инженер-механик, заслуженный рациона лизатор Республики Память народа хранит во имя будущего- крупицы бесценного опыта. Нормы народ ной нравственности исключительно устойчи вы, могут существовать и сохраняются именно благодаря тому, что для людей, по добных Чалову и героям Кобякова, абсо лютно естественны. Они впитали, восприня ли их с детства, в семье, из окружающей среды, как воздух, 'Йэлнце, картины родной природы и родную речь; они цолучили их в- наследство, как цвет волос или черты лица. Их поведение, поступки немыслимы вне ра мок морального кодекса советского чело века. Глубокий смысл в незатейливой по фор ме новелле Валентина Распутина «Человек с этого света» (№ 1). Народная мудрость здесь обнажена, выступила в фабуле, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2