Сибирские огни, 1966, №1

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ П а в е л Г л и н к и н ПОИСК В МИНУВШЕМ Д ве книжки литературного альманаха, представляющего Восточную Сибирь.1 Итог полугодовых усилий, подтверждение традиций. Делают альманах, несомненно, патриоты края В оформлении любимого д е­ тища редакция проявляет щедрость, вкус и выдумку. Формат «Роман-газеты», гравюры на обложках, своеобразная «Галерея «Ан­ гары». Очерки с иллюстрациями о талантли­ вых сибиряках — кинооператоре А. Белин­ ском и живописце-самородке М. Пескове; •с цветными вклейками статья про иркутскую выставку детского творчества; серия лино­ гравюр читинца И. Табакова, открывающая интересною художника... Поддерживают специфику органа излюб­ ленные в Сибири и на Урале лирические картинки родной природы. Это не заметки натуралиста, но и не плод фантазии лите­ ратора. Как правило, такие стихи в прозе таят в себе какую-то философскую мысль. Строки о звере, птице, о камне и дереве ассоциируются вдруг с представлениями о мире чувств, взаимоотношений людей или, скажем, о творчестве, даж е шире — об ис­ кусстве. Не исключение — и зарисовки С. Устинова «Леса сибирские» (№ 2). Автор, например, справедливо заметил, что людей в природе всегда привлекает нечто яркое, исключительное своей красотой, древностью, загадочностью- высокогорное озеро, могучее дерево на вершине, таинственная пещера, развалины храма... Можно продолжить 1 «Ангара», 1965, № 1, 2, мысль и сказать, что так ж е внимание ху­ дожника всегда обратят на себя необычный цвет, особый случай, незаурядное лицо, за ­ гадочная улыбка. Имел ли писатель целью такое именно развитие идеи — не знаю. Его секрет. Но образ высек в душе читателя ответную искру, в процессе сопереживания раскрылась эстетическая ценность, возник эффект наслаждения искусством, наш нрав­ ственный кругозор на неуловимую долю раз­ двинулся. Так сложилось, что отделы публицистики лучших областных изданий во многом опре­ деляют их колорит, дух. Достигни того же «Ангара» — быть бы ей одним из самых оригинальных органов на периферии. К со­ жалению, публицистика в иркутско-читин­ ском квартальнике безлика. За скучным очерком Г. Воловича о слюде (№ 1) следу­ ют примитивные записки с байкальской турбазы Э. Шмулевского (№ 2). Тут ж е «Встречи у семи морей» Ю. Балакирева, ри­ сующие давнее, еще до полета Гагарина, путешествие группы сибиряков. Мессина. Рим. Бейрут. Пирей. Иокогама. На несколь­ ких страницах. Стихия первых впечатлений с попыткой придать им многозначительность. Так же, как отдел публицистики, бледен в первых двух номерах года по гический отдел. К примеру, бросается в глаза раз­ рушительная неточность образов в рассу­ дочных стихах Сергея Иоффе (№ 1). Ну где, кто из фронтовиков видел, что солдат бежит в атаку, «надев противогаз и мино­ мет взвалив на плечи»? В бою минометы, как известно, стреляют с позиций, поддер­ живая атакующих огнем, а в противогазе далеко не убежишь, да, к счастью, в минув­ шей войне противогазы остались почти без надобности, и на передовой их не носили. Не весел в альманахе и юмор, бедна критика Основная ценность в «Ангаре» — беллет­ ристика. Обращает внимание жанровое раз­ нообразие ее: документальная повесть,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2