Сибирские огни, 1966, №1
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ П а в е л Г л и н к и н ПОИСК В МИНУВШЕМ Д ве книжки литературного альманаха, представляющего Восточную Сибирь.1 Итог полугодовых усилий, подтверждение традиций. Делают альманах, несомненно, патриоты края В оформлении любимого д е тища редакция проявляет щедрость, вкус и выдумку. Формат «Роман-газеты», гравюры на обложках, своеобразная «Галерея «Ан гары». Очерки с иллюстрациями о талантли вых сибиряках — кинооператоре А. Белин ском и живописце-самородке М. Пескове; •с цветными вклейками статья про иркутскую выставку детского творчества; серия лино гравюр читинца И. Табакова, открывающая интересною художника... Поддерживают специфику органа излюб ленные в Сибири и на Урале лирические картинки родной природы. Это не заметки натуралиста, но и не плод фантазии лите ратора. Как правило, такие стихи в прозе таят в себе какую-то философскую мысль. Строки о звере, птице, о камне и дереве ассоциируются вдруг с представлениями о мире чувств, взаимоотношений людей или, скажем, о творчестве, даж е шире — об ис кусстве. Не исключение — и зарисовки С. Устинова «Леса сибирские» (№ 2). Автор, например, справедливо заметил, что людей в природе всегда привлекает нечто яркое, исключительное своей красотой, древностью, загадочностью- высокогорное озеро, могучее дерево на вершине, таинственная пещера, развалины храма... Можно продолжить 1 «Ангара», 1965, № 1, 2, мысль и сказать, что так ж е внимание ху дожника всегда обратят на себя необычный цвет, особый случай, незаурядное лицо, за гадочная улыбка. Имел ли писатель целью такое именно развитие идеи — не знаю. Его секрет. Но образ высек в душе читателя ответную искру, в процессе сопереживания раскрылась эстетическая ценность, возник эффект наслаждения искусством, наш нрав ственный кругозор на неуловимую долю раз двинулся. Так сложилось, что отделы публицистики лучших областных изданий во многом опре деляют их колорит, дух. Достигни того же «Ангара» — быть бы ей одним из самых оригинальных органов на периферии. К со жалению, публицистика в иркутско-читин ском квартальнике безлика. За скучным очерком Г. Воловича о слюде (№ 1) следу ют примитивные записки с байкальской турбазы Э. Шмулевского (№ 2). Тут ж е «Встречи у семи морей» Ю. Балакирева, ри сующие давнее, еще до полета Гагарина, путешествие группы сибиряков. Мессина. Рим. Бейрут. Пирей. Иокогама. На несколь ких страницах. Стихия первых впечатлений с попыткой придать им многозначительность. Так же, как отдел публицистики, бледен в первых двух номерах года по гический отдел. К примеру, бросается в глаза раз рушительная неточность образов в рассу дочных стихах Сергея Иоффе (№ 1). Ну где, кто из фронтовиков видел, что солдат бежит в атаку, «надев противогаз и мино мет взвалив на плечи»? В бою минометы, как известно, стреляют с позиций, поддер живая атакующих огнем, а в противогазе далеко не убежишь, да, к счастью, в минув шей войне противогазы остались почти без надобности, и на передовой их не носили. Не весел в альманахе и юмор, бедна критика Основная ценность в «Ангаре» — беллет ристика. Обращает внимание жанровое раз нообразие ее: документальная повесть,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2