Сибирские огни, 1966, №1
ное мнение» А. Максимова, ибо ни один со ветский литературовед не станет всерьез отрицать благотворного во многих отноше ниях влияния А. Воронского на развитие советской литературы хотя бы в первой по ловине 20-х годов. Деятельность А. Ворон ского не была безошибочной, но характер и глубина заблуждений его часто опреде ляются «на глазок», приблизительно, по от дельно выхваченным положениям. В этом отношении литературно-критическая дея тельность А. Воронского еще ждет своего серьезного и добросовестного исследователя. А представлять А. Воронского, пока твор чество его не изучено, как чуждого в целом советской литературе,— это и извращение действительности, и недостойно советского исследователя. И, конечно же, это не метод научного доказательства. Наконец, еще с одной стороны необходи мо подойти к этому аргументу. Прежде чем написать фразу, которую А. Максимов при водит в качестве аргумента. В. Правдухин в своей статье «Эстетствующие политики и литература» называет три основных вопро са, по которым идет борьба между различ ными литературными группировками. Имен но по этим вопросам, утверждает В. Прав духин, ему приходилось не раз выступать и он придерживался взгляда, близкого к точ ке зрения А. Воронского. Когда А. Макси мов утверждает, что В. Правдухин таким заявлением «отчетливо сформулировал свою позицию», он допускает грубую методоло гическую ошибку, абсолютизируя отдельный момент, возводя частное в общее. Солидар ность В Правдухина с А. Воронским по трем вопросам не означает солидарности их точек зрения в целом. Таким образом, первый аргумент. А. Мак симова в обоснование данной им оценки критического отдела «Сибирских огней» ни в каком отношении не выдерживает критики и не может быть признан научным. Разумеется, эта близость (вредная бли зость, как объяснил нам теперь А. Макси мов) по ряду вопросов к позиции А. Ворон ского сказалась, по мнению автора очерка, в первой ж е статье В. Правдухина «Искус ство в стихии революции», где он определял искусство «как своеобразный процесс все объемлющего человеческого познания». Если это определение близко к определению А. Воронского, то это еще ничего не дока зывает. Если оно не удовлетворяет автора очерка, он должен был сказать, в каком отношении это определение неполно или ошибочно. Из приведенного А. Максимовым отрывка видно, что в нем выделен позна вательный момент искусства. Но этот мо мент является действительным и признается во всех учебниках и работах по эстетике. Кроме того мы можем сказать: то, что при водит А. Максимов как определение искус ства, принадлежит больше ему. В. Правду хин этот «своеобразный процесс всеобъем лющего человеческого познания» определял еще и как «общественно-плодотворный» про цесс, содержание и формы которого, моно литно и гармонически спаянные, получают свое выражение в живых образах, зарисо вываемых словом, звуком, краской и лини ей» Но даж е в отношении этого, более пол ного, чем у А. Максимова, определения В. Правдухин заявлял, что оно «не ново... и, конечно, не обнажает еще самого существа искусства» *. В. Правдухин был добросове стным критиком. Когда А. Максимов вы брасывает из определения моменты соци альной роли и образной специфики искус ства, он повторяет уже известную нам ошибку: одну1сторону выдает за целое опре деление. Одним из главных аргументов, который должен доказать, что критика В. Правдухи на (значит, и «Сибирских огней») «была чуждой основной линии развития советской литературы», А. Максимов выдвинул следу ющее положение: «Отводя искусству роль пассивного отражения действительности, Правдухин обрушивается на такое искус ство, цель которого — борьба за преобразо вание жизни» (стр. 63). Это утверждение А. Максимова имеет одно достоинство: оно свидетельствует о необычайно богатом во ображении автора. Главной задачей своей первой статьи в «Сибирских огнях» В. Правдухин считал «анализ влияния искусства на жизнь, отсю да — попытка определения содержания по нятия искусства и его социального значе ния». Конкретно эту задачу он решал на взаимоотношении искусства и революции. Рассмотрев взаимоотношения искусства с Французской революцией XVIII в. и социа листической революцией в России, В. Прав духин приходит к выводу, что революция спасает искусство от измельчания и вырож дения, дает ему основу, материал, цель, а искусство в свою очередь способствует раз витию революции. Да и определение искус ства в этой статье, которое А. Максимов выдвинул в качестве аргумента своей оценки и которое мы рассмотрели выше, В. Правду хин дает именно гакое потому, что, по его мнению, «в данном понимании и определе нии искусство восстает перед нами, как огромный социальный фактор, еще недоста точно оцененный и изученный, как одно из самых мощных и реальных средств в коллективно-трудовой борьбе человече ства» 2. В. Правдухин высоко ценит и защи щает от нападок русскую классическую ли тературу, помимо других замечательных ее качеств, еще за то, что она и в наше время является мощным оружием в общественной борьбе. Сатира Гоголя, по его мнению, «дол го будет нам необходима при наличии огромного моря тупой, мелкобуржуазной, старосветской стихии». «Утверждаю,— гово рит он далее,— что рассказ «Сон Макара» есть реальное и естественнейшее, револю ционное практическое наше оружие, потому что им вы можете частично ускорить рас падение мелкобуржуазной стихии и рабочую 1 «Сибирские огни», 1922, № 1. стр. 1Э54 2 «Сибирские огни», 1922, № 1, стрЛ 136«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2