Сибирские огни, 1966, №1
Этот милый твой долг — что он есть? Перед чем? Так, перед всякими там условностями. А главный-то долг у человека перед кем? Перед природой, вот что... И не честный ты человек, а выдуманный... выдуманный ты человек, точно...» В жертве Михаила Василий не видит ни подвига, ни честности, ни настоящего долга, а только «показуху» ради успокоения тех, кто подсматривает. И в Нюре он видит только «внутреннего кулака», раз она Миш кину жертву готова принять и «скрутить» его, о нем не думая. Вот почему в финале спектакля столько восторга, радости и восхищения в его кри ке: «Нюра! Нюрочка! НюраШ», когда она ясно скажет: «Люблю ж е ведь я тебя, Ми- .шенька! Тебя люблю, не себя...» Итак, Нюра Салова не приняла жертвы, не согласилась с тем, что нужно человека |в узде держать, услышала «голос природы». Она переступила через любовь во имя люб- !ви. Она отказалась от всех предрассудков среды, от честности напоказ, она отстрани- ра всякие доводы о том, «что город гово рить будет». Она нашла в себе силы «пере жить все это», ибо обнаружила настоящую чистоту, честность, нравственность. Некоторые критики утверждают, что в поступке Нюры нет нравственного подвига, ибо жизнь с нелюбимым — несчастье... Д р у гие напоминают, что русская литература уже не раз говорила о таких ситуациях: стоит вспомнить «Что делать» или «Живой труп». Уже в этом сопоставлении содержится доказательство, что подвиг все-таки есть. Разве иначе можно оценивать поступки Дмитрия Лопухова или Федора Протасова? Конечно, ханжеские нравы другого века требуют от них не только отказа от любви, «о и отказа от собственного существова ния... И все-таки самое трудное ведь не в следствии, а в причине. А причина поступ ка и у Лопухова, и у Протасова, и у Нюры Саловой одна — я тебя люблю, не себя... Сила пьесы В. Розова в том и заклю чается, что Нюре нельзя не поверить: ее ]зуть выписан так подробно и обстоятельно, ice изгибы ее драмы, ее очищения от «внут реннего кулака» так наглядны, что обяза тельно убедят в необходимости восхожде ния от любви во имя своего счастья — к побви во имя счастья человеческого. Сле довательно, неправ был Василий, когда при числил Нюру к «внутренним кулакам», так Чке, впрочем, как был он не прав по отно шению к Михаилу, заявляя с категориче ской определенностью — «не честный ты че- новек, а выдуманный». Характеры розовских героев значительно (ложнее таких частных характеристик. Не даром один очень проницательный критик записал о Михаиле: «Мишино «надо» до ^расторжимости слито со всем его суще- гвом». Как видим, эта оценка прямо про- ивоположна мнению Василия. Почему же ‘озникает такая разноголосица? Да потому го характеры розовских героев диалектич- м, и, выдавая за целое какую-то одну их сторону, мы легко находим аргументы и д о казательства, хотя и оказываемся на самом деле глубоко не правы. Диалектика характеров у В. Розова вскрывает подлинные противоречия и дей ствительные процессы жизни. Противоречи вость и лицемерие ничего общего не имеют. Скажем, Николай Салов не противоречив. Он ведь одинаково гадок, и совершая бес честные поступки, и произнося нравоучи тельные речи. А вот характеры Ильи Сало на, Михаила, Василия, Нюры внутренне противоречивы — в их душах идет непре рывная, ожесточенная борьба. В отношении своих центральных героев Розов говорит не о разладе внешнего и внутреннего, искус ственного и естественного, а о противоречи вости самого характера, самой сути чело веческой индивидуальности, в каждой из ко торых по-своему отражается невыдуманная сложность и невыдуманная противоречи вость жизни. Когда некоторые критики сетуют на то, что пьеса недостаточно раскрывает социаль ную обусловленность поведения Нюры, то можно лишь удивиться их эстетической глу хоте. Разве бытовая достоверность не вы ступает в розовской пьесе как полномочный представитель бытия социального, разве картины быта выступают только как мещан ский фон, разве во всем этом колорите и — главное — сквозь все это не звучит, что «на душу-то населения воров меньше стало», что на «родной земле» «не чугуны с кастрюля ми, а экскаваторы делают»?! Привязанность всех событий в семье Саловых к сегодняш нему дню так крепка, очевидна и органич на, что социальная природа поведения Ню ры или Михаила может быть непонятна только людям, требующим диктанта вместо образного освоения действительности. В. Розов недаром настаивает на том,что трудовое, общественное лицо его героев безупречно. «Висяг наши портреты у ворот предприятия?» — спрашивает Василий и с удовлетворением отвечает: «Висят? Значит, с государством мы в ладах». И о Нюре в один голос говорят, что она справедливая и заботливая, и старик Салов прожил боль шую трудовую жизнь. В делах служебных их ни в чем не упрекнешь, не найдешь ни какой ущербинки. А вот в их нравственном облике В. Розов обнаруживает родимые пятна прошлого, которые и становятся ис точником драматических коллизий. Жизнь непрерывно гранит и шлифует людей, срезая с них все устаревшее, вчерашнее, сдержи вающее их духовный рост. Такой процесс не может происходить без боли и слез, без мук и страданий. Здесь вряд ли возможно какое бы то ни было обезболивание. Мы часто сетуем на то, что литература недостаточно знакомит нас с новыми ком мунистическими характерами. Но ведь та кой характер вернее всего и скорее всего разглядишь именно в процессе его станов ления. Процесс рождения гармонического человека, говоря языком розовских героев, неотвратим, как процесс природы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2