Сибирские огни, 1966, №1
пила гневному и вполне современному пред упреждению о живучести Щелкановых. Н е даром появился в пьесе еще один внесцени- ческий герой, Дюндин ив потребиловки, ко торый «впился в самый загривок и сосег себе помаленьку, палкой его не собьешь». Л. Леонова непрерывно тревожит мысль о противопоставлении жизни для себя и жизни для людей. Есть немало охотников видеть в этих понятих никогда не пересе кающиеся параллели. Л. Леонов понимает несостоятельность метафизического «или- или». Ведь каждому человеку свойственно желание личного счастья, и жизнь для себя не обязательно проходит в ее крайнем эго центрическом варианте. Можно искать свое счастье в неразрывной зависимости от сча стья других Марька прежней редакции увидела сча стье в тяжелой ноше, в бесстрашии, подвиге и жертве ради Тимофея. Сейчас она словно бы догадалась, говоря словами Дашеньки: «Разве примет он такое от любимого-то че ловека?» Любовь не может ни требовать, ни при нимать жертв; вот, наверное, это и есть самое высоконравственное правило, которое все чаще звучит сегодня, в наши шестиде сятые годы. Ведь мы живем и работаем ради счастья человеческого в такое время, когда эти слова перестали восприниматься как абстракция, когда в это понятие есте ственно входит и наше, твое или мое сегод няшнее счастье И, наверное, Л. Леонов исходит из жи тейской реальности, лишая свою Марьку су рового ригоризма, заставляя ее уступить простому человеческому порыву. Так почему же тогда «ночь» и «слезы», почему Марька стыдится своего порыва, по чему она истину своих чувств старательно прячет от самой себя? Ответ на этот вопрос только в первый момент может показаться затруднительным. На самом деле в пьесе все сказано: отъ езд с Юлием ничего не решает, никак не устраняет противоречий ее бытия. «Мадмазель верит только в счастье, д о бытое ее собственными руками»,— говорит сама Марька. и Л. Леонов в скобках поме чает, что говорится это «для Юлия». Сча стье требует собственной активности, требует гармонии, единства жизни для дру гих и жизни для себя. Золотая карета Марьки — это не колесница Джагернаута, она не может уноситься вдаль по чужим жизням и бедам, ею не могут править ж е стокость и ложь. Марька не находит гармонии и в то же время она слишком слаба, чтобы признаться в этом, чтобы посмотреть правде в глаза. А если зрячий сам, по своей воле, становит ся слепым, ему нужна ночь, мгла, темнота. Отказ от любви внешне объединяет судь бу Марьки и судьбу Нюры Саловой, о кото рой В. Розов рассказал в своей драме «В день свадьбы». Как всегда бывает, внеш нее сходство помогает разобраться во внут реннем смысле человеческих поступков... «Я не люблю, когда мне жизнь на завтра откладывают»,— так говорит Василий Забо лотный, помнящий ленинградскую блокаду, переживший и прострадавший свое «оловян ное детство». Теперь он твердо убежден, что нельзя, не нужно говорить людям: «Завтра, мол, тебе будет хорошо, а теперь потерпи... не до веселья...» Василий хочет быть сча стлив и весел именно сегодня. Миша — его друг по «оловянному дет ству», человек одной с ним судьбы и поэто му даж е одной фамилии. Их вывозили из Ленинграда и «нашли за болотами без еди ного взрослого... так... и окрестили Заболот ными». Однако общая судьба — еще не общий характер. Василий и Михаил — разные лю ди, и всю пьесу они непрерывно между со бой спорят. Что такое долг, счастье, честность? Плох или хорош человек сам по себе? Если чело век живет во лжи, всегда ли не поздно начать эту жизнь делать заново? Драма тург отвечает на эти вопросы не афоризма ми и поучениями, а всем нелегким жизнен ным опытом своих героев. Обратимся к содержанию розовской драмы. Работница фабкома Нюра Салова вы ходит замуж за цехового комсорга Михаила Заболотного. Внезапно, в самый канун свадьбы, выясняется, что Михаил любит другую. Только его избранница Клава Ка маева давно уехала из заводского поселка. Ныне, потеряв надежду на ее возвращение, Михаил решается на брак, потому что Нюра долгие годы любит его, нуждается в нем, сумела стать для него добрым другом. Обы денная предсвадебная суета разрушается неожиданным возвращением Клавы. Ее пер вую и заставляет В. Розов принять ответ ственное решение. Вернувшись в город, Клава узнала от ничего не подозревающей Нюры, что завтра в доме Саловых свадьба. Клава могла бы отказаться от дальнейших встреч со своей подругой и, главное, от ис кушения встречи с Михаилом, могла бы скрыться, спрятаться, уйти в сторону. А она едет в поселок, уступает тому, что ее «тя нуло, тянуло» Хорошо ли, правильно ли, честно ли она поступает— вот один из во просов, который задает В. Розов? Михаил, увидев любимую, преображает ся. Он понимает — теперь за ним очередь решать. В. Розов однажды написал: «Глубоко и сильно влюбленный в женщину человек ста новится и сам значительно глубже, сильнее, содержательнее — он может проявить себя как личность яркая, удивительная, способ ная больше дать людям и больше получить удовлетворения от жизни» (подчеркнуто мной.— J1. Ф ). Вот каким, следовательно, мог бы стать Михаил после встречи с Клавой. Однако мы видим его совсем иным. Отмучившись, от- волновавшись, он решает, что должен ж е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2