Сибирские огни, 1966, №1
она должна чувствовать себя в чем-то ви новатой, прятаться, лгать? Рассказ о том, как Зоя разорвала паути ну лжи, сотканную ее изобретательным дядюшкой, дополнялся историей семьи Ко рякиных, лишь упоминаемой в пьесе, но очень важной для понимания ее концепции. Некто Лопотухин, приближенный Степа на Сыроварова, решил по указке своего шефа расправиться с опасной для них со служивицей Корякиной и, устроив грубую провокацию, добился ареста ее сына. Мать отравилась Так раскрывалась правда о Степане, о его социальной опасности, о губительной си ле его ядовитой слюны. Ложь и клевета уничтожают людей — таков был горький вы вод Леонова, ясно прозвучавший в пьесе и совершенно достаточный для того, чтобы вызвать против нее оглушительный залп всяческих мер пресечения. К сожалению, во многом сам драматург облегчил своим противникам розыск уязви мых мишеней. Жизненный материал, о ко тором писал Л. Леонов, еще не был полно стью прояснен и осмыслен. Далеко не на все острые, мучительные вопросы времени писатель мог дать ответ. Его искренний эмо циональный протест против лжи и ее по следствий не был подкреплен ясной мыслью об истоках этой губительной силы. Отсут ствие отчетливости, определенности мысли и привело к настойчиво подчеркнутому образу «метели». «И не такие происшествия в метель случаются»,— говорил один из персонажей пьесы. Этой фразы нет в новой редакции, ибо нет и самой ссылки на невероятность, странность, загадочность совершающихся в пьесе событий. Тревожные предчувствия, недосказан ность отступили перед ясным пониманием происшедшего. В характерах и судьбах Сте пана и Порфирия исчезло случайное и необъяснимое. Они выпрямились и приобре ли ту отчетливую контрастную окраску, которая всегда была свойственна лучшим драматическим произведениям Л. Леонова с их умной и точной расстановкой противо борствующих социальных сил. Степана Сыроварова теперь не арестовы вают в финале г-ьесы — ему беспрепятствен но удается улететь на «парижскую помой ку». Он еще не знает, что нет там уже заветной «кошолки», что он обречен на житье в «эмигрантской норе», «на распутье межцу петлей и полицейским участком». Этим простым и, казалось бы, столь очевид ным сюжетным поворотом Л. Леонов д о стигает огромного результата. Те, кто схва тили оклеветанного Корякина, те, кто искали африканского шпиона в колхозе Лизаветы Касьяновны, оказались бессильны разгадать нечистую игру Степана. Это ведь он оправ дывал произвол ссылками «на большую историю, как при Иване и Петре», играл железным смычком на душе Лопотухина, подталкивая его на провокации и одновре менно обдумывая нехитрый способ уморить сообщника; это ведь он — вместилище всех возможных пороков — слыл специалистом по морали и получил счастливую возмож ность удрать от наказания. Порфирий, обязанный, по зловещему з а мыслу Степана, быть только временным хра нителем его богатств, берет на себя смелость распорядиться сокровищами «сомнительного происхождения» и 'возвращает их родине. Впрочем, отнюдь не этим искупает он свой давний грех, а в битвах за испанскую рес публику. Если для Степана Аликанте — лишь марка пряного вина, то Порфирий где- то там пролил свою кровь, чтобы вернуться к северному снегу и навсегда отдохнуть от нерусской жары, которой натерпелся он вдоволь. Последовательно прочерченная жизнен ная линия Степана новым содержанием на полнила и ту нравственную борьбу, которую ведет с ним Зоя и которая нашла велико лепное драматическое выражение в сцене ее бунта-раскаяния. Мятеж Зои развенчивает предположение о добровольности сырова- ровского бегства. Степан не может не стре миться в иной климат, ибо рушится хитро сплетенная им паутина, ибо силы жизни и правды со всем неудержимым половодьем их энергии выталкивают его прочь. «И тела- то всего на копейку, а поди-ка страсть ка кая»,— сочувственно говорит о Зое Лизаве та. И одобрительно вторит Марфа: «В ней нынче человек родился». Однако нелегок этот величайший акт человеческого рож де ния, нелегко дается Зое ее нравственная победа. Л. Леонов умеет видеть жизнь в ее про тиворечивой сложности. Зое нестерпим груз лжи, но есть люди, так привыкшие к атмо сфере лжи и лицемерия, что они могут согнуться и под грузом правды. Самый близкий Зое человек, ее верный товарищ, ее любимый Сережа, потрясен ее саморазобла чением. Он любил Зою , но она была для него девушкой с другой анкетой, с другой биографией. Теперь он трусит, сомневается, колеблется. И в финале пьесы Л. Леонов жестоко карает Сергея за трусость, за подо зрительность, неверие в правду и человеч ность. Стеной стоят перед ним и Катерина, закалившая свою мудрость в жизненных испытаниях, и ослепительная в своей свет лой целомудренности Валька, и Марфа с ее проницательным сердцем, и преданный, лю бящий Мадали. И за этой стеной, воплотив шей все цветущее и радостное многообразие жизни, кружится Зоя. Сейчас она еще в от чаянии кусает губы и ее неподвижные глаза какое-то мгновение ищут Сергея. Но это уж е последняя жертва на ее трудном пути, по следняя кара за то, что когда-то она позво лила опутать себя сыроваровской ложью. В этом многозначительном финале, в этом стремительном танце Зои и Мадали должна умереть одна любовь, обманувшая и обманутая, и родиться другая, прочная, счастливая и могучая, как та правда, кото рая, наконец, победила в жизни Зои и д олж на победить в жизни ее страны. Недаром слепая Марфа говорит Зое в этот момент:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2