Сибирские огни, 1966, №1
которые причинила цепная реакция лжи. Новая редакция «Нашествия» вплотную примыкает к новым вариантам «Метели» и «Золотой кареты». Сейчас эти пьесы состав ляют своеобразную трилогию, исследую щую, как мешала ложь строительству нашей жизни и «в конце тридцатых годов», и в первые дни сражений, и «тотчас после войны». «Я не могу больше лгать»,— этими сло вами Зои завязывается конфликт в пьесе «Метель», с новой редакцией которой мы тоже недавно познакомились. Нужно сказать, что, в отличие от «На шествия», первый вариант «Метели» был почти неизвестен, и Л. Леонов стоял перед трудным выбором: вернуть читателям пьесу, не отказавшись ни от одной запятой, или обогатить ее жизненным опытом последней четверти века. Первое казалось заманчивым. Конечно, не по соображениям экономии творческих сил, хотя и это вовсе не пустяк, когда про шло полсотни лет, как рука взялась за перо, а стол завален срочной работой. Но по-на стоящему искушало иное: ж аж да справед ливости, возможность отвергнуть те чудо вищно-лживые обвинения, которые когда-то разлучили пьесу с народом. Детей с неудавшейся судьбой родители всегда любят крепче и трогательней: особен но, если неудачливость без вины. После ка тастрофы с «Метелью» рана в сердце писа теля долго не закрывалась. Он и сейчас мрачнеет, когда вспоминает разнос, учинен ный ему Маленковым: угрожающее рычание, кулачный стук по безвинной столешнице и даж е топот сапог взамен аргументов. Кстати сказать, и многие статьи критиков «Метели» были не убедительней: никому не хотелось сказать правду о том, почему пьеса вызвала истерику озлобления. Как ж е не соблазниться перспективой нового, объективного суда, который помо жет вернуть доброе имя произведению, не справедливо оклеветанному и поэтому вдвойне дорогому. Леонид Леонов выбрал второй путь. Он переписал пьесу заново, осмыслив трагиче ские события прошлого, проявив и высвет лив все то, что особенно важно для нас сегодня. Второе рождение «Метели» — не случай ность и не прихоть авторского самолюбия. Такая пьеса должна была появиться в наши дни: и тема, и характер ее решения дикто вались исторической необходимостью. Но зачем же было писать новую пьесу, когда в дальнем яшике лежала «Метель», полная не только болью вчерашнего дня, но и предчувствием преодоления этой боли,как мы знаем сегодня, оправдавшимся предчув ствием. Тогда, в конце тридцатых годов, пером автора «Метели» водили скорбь и растерян ность, гнев и поиски истины. Многое было непонятно и загадочно: каждую ночь исче зали люди и с пугающей быстротой лома лись их репутации, судьбы, семьи. Как про исходит падение, что толкает к предатель ству, не прихватывают ли виновные и не виновных,— десятки подобных вопросов возникали и настойчиво ждали ответа. Чем больше Л. Леонов думал об этом, тем оче виднее становилось, что нормальному ходу жизни мешает страшный враг, обладающий огромной разрушительной силой. И об этом враге, о лжи, и написана была тогда «Ме тель». Лгали те, кто прятал свои антипартий ные убеждения, как Степан Сыроваров. Лгали те, кто обвинял честных людей и клеветал на них, как Лопотухин, лгали те, кто боялся правдой помешать своему буду щему, как Зоя. Со страниц «Метели» гуманист Л. Л ео нов воинственно выступал в защиту правды и душевной чистоты. На лжи нельзя строить счастье человеческое — эта мысль издавна звучала во многих произведениях Л. Леоно ва. В «Метели» она стала основной мело дией, подчинившей себе всю сложную пар титуру пьесы. В доме директора завода Степана Сыро- варова все замешано на лжи. Сам он скры вает от партии, что у него есть брат Порфи- рий, живущий в эмиграции, что на имя этого брата он копит за рубежом деньги, что давно задумал он удрать на Запад и насладиться синим морем, зрелищем альбат росов и прочими земными радостями, д о ступными при наличии «кошолки с припаса ми». Ложью пытается склеить Степан Сыро варов и свою интимную жизнь: уверив в смерти Порфирия его жену, Катерину, он сам женился на ней. А теперь и Катерина, уж е узнавшая истину, и ее дочь Зоя живут в ужасе перед правдой, все больше и больше запутываясь в сети мелких и больших обма нов И жизнь поэтому идет вкривь и вкось, все терзаются, все живут в страхе и сомне ниях. Зоя скрывает правду об отце-эмигран- те, она опасается, что иначе дорога в жизнь, в комсомол, в институт ей будет закрыта. Но место в обществе, купленное ложью, радости не дает. Зое мучительно стыдно, и не за отца, а за себя. Ложь тяготит, гнетет ее, и, не желая жить в грязи, она, наконец, раскрывает правду. Судьбой Зои драматург призывал задуматься над проблемой, имевшей не малое значение в общественной жизни тех лет. Фальшиво раздуваемая под вывеской бдительности подозрительность, анкетные методы определения человеческой ценности вели к тому, что сплошь и рядом дети отве чали за вину родителей, к тому же — зача стую— мнимую. В этих условиях Л Леонов чувствовал внутреннюю необходимость вы сказаться по очень волновавшему его вопро су, выступить против тех мастеров клеветы и перестраховки, которые искусственно за трудняли жизнь молодежи. Зоя фактически не видела отца, она бы ла годовалым несмышленышем, когда он исчез из жизни ее матери. Так почему же
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2