Сибирские огни, 1966, №1

•яростно кричит тиш айш ая и спокойнейш ая м ать Софья И вановна. Есть, оказы вается, в дом е своя тайна. Трофим похоронил первую ж ену сразу по­ сле рож дения М аксим а, а затем ж енился вторично Они скрыли это от сына, и Софья всегда была ему родной матерью. М алень­ к а я лож ь, «безгрешный обман», как говорит сам а Софья. И вот теперь, через четверть века, из родной деревни Кичигиных едет к ним повидаться и на внука посмотреть вме­ сте с отцом Трофима его первый тесть. З н а ­ чит, тайное станет явным, л ож ь обнаруж ит­ ся, дети узнают, что их обманывали. З а ­ вязка пьесы и служ ит мишенью кое-кому из критиков. У тверж даю т, что эта ничтожная л ож ь не мож ет стать основанием сюжета. Иронизирую т над щ епетильностью Софьи. Упрекают в надуманности, искусственности, мизерности конфликта. В самой пьесе один из ее персонаж ей иронически говорит: «Боится Софья, ох, бо­ ится. А чего? М уж ик мамой перестанет звать. Вот горе...» Т ак ирония Гордея Кичи- гина, отца Трофима, совпадает по смыслу и интонации с вы сказы ваниям и некоторых рецензентов. Многозначительное совпадение! Словно Л аврен тьев предвидел, что кому-то не зах о ­ чется понять подлинную суть и подлинный м асш таб конфликта. В доме Кичигиных не говорят неправды. Т ак повелось. К ' этому привыкли. Севка не пришел на свидание к любимой девушке. Она спешит к нему — «Мы условились встре­ титься еще час назад. Я ж д ала — ж дала. Захотела узнать, почему он меня обманул?» «— Раньш е не обм аны вал?» — спраши­ вает Софья и слышит в ответ: «— Нет, что вы. Он не может.» Вот оно, главное, что зам ечаю т о к р уж а­ ющие в Кичигиных. Их всех объединяет один бог — П равда. Л аврентьев об этом не устает напоминать. «Если вы хотите, чтоб я стал вашим др у ­ гом, всегда будьте мужественной и откро­ венной»,— говорит Максим Севкиной подру­ ге Евстолии. «Вот она п равда про русского челове­ ка»,— так своей самой высшей похвалой оценивает Трофим шолоховскую «Судьбу человека». «Не скаж ете ли мне, зачем вы приехали к нам? — спраш ивает Ирина у Капитона Е горовича.— П рямо и откровенно. Б ез дип­ лом атии, без намеков...» Ей вторит Софья: «Не говори неправду, К апитон Егорович». Севку д аж е отец зовет «правдолюбцем», и м ладш ий Кичигин нетерпимость к лж и доводит до того, что отказы вается полу­ чать деньги, начисленные за ненужную работу. «Эх, М аксим, скорей бы все чест­ ными становились. Эх, и ж изнь тогда будет». Это и есть та нравственная атмосф ера, в которой рож дается боязнь Софьи: «Возь­ мут и отш атнутся от нас все трое. И не по­ ж алею т. З а нашу неправду». Понять конфликт пьесы вне этой атм о­ сферы нравственной чистоты и цельности невозможно. И гнорируя эту атмосф еру, не­ избежно скаты ваеш ься на иронические по­ зиции Гордея, которого, кстати сказать, И рина характеризует так: «П атологическое неж елание говорить правду». Есть у Вениамина К аверина повесть «Косой дож дь». Там тож е рассказан а обыч­ ная ж итейская история. Д евуш ка на фронте полюбила офицера, которого толком не ус­ пела узнать. Вышла зам уж , родила ребенка. А муж оказался пьяницей, грубым и гр я з­ ным ничтожеством. Бросила м уж а, вы ра­ стила сына в одиночку, но все врем я б о я­ лась сказать ему правду об отце. И вот эта слабость создала в ж изни героини К авери­ на, очень хорошей ж енщины В алерии К он­ стантиновны, много лишних невзгод. Сын подрастал. Конечно, дум ал об отце. Ему сказали, что отец пропал без вести. Юноша повсюду разы скивает его, запраш ивает его однополчан, винит мать в равнодушии. Не трудно понять, как ая горечь ж дет сына, как страшно обожж ет его правда. И все потому, что когда-то В алерия Константиновна из самых лучших побуждений разреш ила себе солгать. Так, осудив лож ь, В. К аверин лю буется своим героем, назы вает его неистовым п рав­ долюбцем, Хорошее слово нашел писатель. Герои В. Л аврентьева — из этой ж е породы неистовых правдолюбцев. Очень важ но при этом, что приверж ен­ ность к правде и ж аж д а справедливости диктуют Кичигиным не только слова, но и поступки. У нас последнее время не было недостатка в персонаж ах, декламирующ их свое отвращ ение ко всякому обману, ко вся­ кому лицемерию. В. Л аврентьев сумел п рав­ долюбие своих героев сделать действенной пружиной драмы . И поэтому правда вы сту­ пает не как абстрактное требование, а как совершенно конкретный комплекс и у беж ­ дений, и действий. Р азм еж еван ие противоборствующих сил в пьесе очевидно. С одной стороны, те Ки- чигины, дл я которых всякая л ож ь оскорби­ тельна и недопустима, с д р у го й— Гордей, живущий только лож ью и одной лож ью , у , В, Л аврентьев мастерски объединяет всех \ своих героев мотивом тайны. И звестно, что V повтор ситуации — один из наиболее впе­ чатляющих принципов строения драмы . У В. Л аврентьева каж ды й его герой про­ веряется отношением к своему сокровенно­ му. Трофим и Софья скрываю т тайну р ож ­ дения М аксима, Максим прячет от близких свою лучевую болезнь, Севка — историю отказа от заработной платы и влю блен­ ность в Евстолию, Капитон — родственную связь с Кичигиными, Гордей — смерть м ате­ ри Трофима. К аж ды й проверяется и тем, о чем он молчит, и тем, почему молчит, и, наконец, тем, сумеет ли он отказаться от своего молчания Д ействие пьесы построено так, что все тайны постепенно раскры ваю тся. Кичиги- ны убеж даю тся, что знание всегда человеч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2