Сибирские огни, 1966, №1

К Р 1 Й 1 И К Л Л. Ф И Н К Слепые и зрячие / Начну с цитаты. «Некоторые драм атурги и театры уходят от коренных проблем и событий жизни об­ щества, довольствуясь вопросами морально­ бытовыми»1. Не часто в наши дни можно столкнуться с такой наивной метафизикой, с таким гру­ бым и прямолинейным противопоставлением «коренных проблем» вопросам морали. О д ­ нако авгор этой фразы не одинок. Он толь­ ко довел до предела довольно распростра­ ненное непонимание диалектики нашего идеологическо 1 о движения. П олная неправомерность подобных вы­ сказываний становится особенно очевидной, как только мы обратимся к известному по­ ложению Программы КПСС, принятой XXII съездом партии: «В процессе перехода к коммунизму все более возрастает роль нрав­ ственных начал в жизни общества, расши­ ряется сфера действия морального ф актора и соответственно уменьшается значение а д ­ министративного регулирования взаимоот­ ношений между людьми». Политическое сознание масс намного опередило их этическую развитость, и имен­ но здесь, в области этики, рано говорить об окончательной нашей победе. Об этом и пишут наши драматурги. Без конфликта нет драмы, а борьба за коммунистическую нрав­ ственность — непрерывно и ежечасно про­ долж ает создавать острейшие конфликты. Известно, что сейчас наибольшее рас­ пространение в репертуаре получили такие пьесы, как «Рассудите нас, люди», «Чти отца своею », «В день свадьбы», «Мой бед­ ный М арат», «Сго четыре страницы про лю ­ бовь». Эти пьесы не равнозначны по своим идейно-художественным качествам. Одни драм атурги поднимают этическую пробле­ 1 Так писал в начале этого театрального се­ зона один из руководителей Московского город­ ского управления культуры Б.. Родионов* матику до подлинных философских высот, другие, к сожалению , обесценивают ее со­ держ ание Естественно, что та часть критики, кото­ рая метафизически противопоставляет быт и бытие, не умеет увидеть связи и взаимо­ зависимости общества и семьи, обрушивает­ ся прежде всего на пьесы, которые самой географией своего действия замкнуты в стенах квартиры. Среди этих пьес — одна из наиболее ин­ тересных — драм а В. Л аврентьева «Чти отца своего». Именно по ее поводу многие критики недоуменно пожимают плечами и пишут брюзгливые рецензии на тему «Мно­ го шуму из ничего». Д авай те внимательно прочитаем пьесу и решим — в самом ли деле шум в семье Ки- чигиных возник по пустяковому поводу. У знаменитого расточника Трофима Ки- чигина и его жены Софьи — трое детей: старший сын Максим — ученый, физик; младший, Всеволод — строительный рабо­ чий; дочь Ирина — педагог. Ж ивут они обычной жизнью по-хорошему трудовой семьи: в меру хлопотливо, в меру спокойно, дружно, но не без ставших привычными взаимных подковырок. Д авно знают они до­ стоинства, слабости, пристрастия друг дру­ га Максим любит голубцы. Севку по вос­ кресеньям палкой домой не загонишь. Ири­ на стаскивает к себе в комнату любое домашнее добро. Все устоялось и все ждет перемен: взрослые дети каждый день могут расширить семью Этих перемен Трофим и Софья ожидают не без тревоги, но с радо­ стью. Тем более, что они уже на пороге — новые члены большой семьи: невеста Максима — Т ам ара, жених Ирины — Ар­ сений. И вдруг естественное, нормальное тече­ ние жизни прерывается. Кичигиных лихора­ дит. «Деды приехали»,— сообщает Ира. «Ну, это к черту. Я их сейчас вытурю»,— отве­ чает Севка. «Выгоню из дому, убью»,—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2