Сибирские огни, 1966, №1
К Р 1 Й 1 И К Л Л. Ф И Н К Слепые и зрячие / Начну с цитаты. «Некоторые драм атурги и театры уходят от коренных проблем и событий жизни об щества, довольствуясь вопросами морально бытовыми»1. Не часто в наши дни можно столкнуться с такой наивной метафизикой, с таким гру бым и прямолинейным противопоставлением «коренных проблем» вопросам морали. О д нако авгор этой фразы не одинок. Он толь ко довел до предела довольно распростра ненное непонимание диалектики нашего идеологическо 1 о движения. П олная неправомерность подобных вы сказываний становится особенно очевидной, как только мы обратимся к известному по ложению Программы КПСС, принятой XXII съездом партии: «В процессе перехода к коммунизму все более возрастает роль нрав ственных начал в жизни общества, расши ряется сфера действия морального ф актора и соответственно уменьшается значение а д министративного регулирования взаимоот ношений между людьми». Политическое сознание масс намного опередило их этическую развитость, и имен но здесь, в области этики, рано говорить об окончательной нашей победе. Об этом и пишут наши драматурги. Без конфликта нет драмы, а борьба за коммунистическую нрав ственность — непрерывно и ежечасно про долж ает создавать острейшие конфликты. Известно, что сейчас наибольшее рас пространение в репертуаре получили такие пьесы, как «Рассудите нас, люди», «Чти отца своею », «В день свадьбы», «Мой бед ный М арат», «Сго четыре страницы про лю бовь». Эти пьесы не равнозначны по своим идейно-художественным качествам. Одни драм атурги поднимают этическую пробле 1 Так писал в начале этого театрального се зона один из руководителей Московского город ского управления культуры Б.. Родионов* матику до подлинных философских высот, другие, к сожалению , обесценивают ее со держ ание Естественно, что та часть критики, кото рая метафизически противопоставляет быт и бытие, не умеет увидеть связи и взаимо зависимости общества и семьи, обрушивает ся прежде всего на пьесы, которые самой географией своего действия замкнуты в стенах квартиры. Среди этих пьес — одна из наиболее ин тересных — драм а В. Л аврентьева «Чти отца своего». Именно по ее поводу многие критики недоуменно пожимают плечами и пишут брюзгливые рецензии на тему «Мно го шуму из ничего». Д авай те внимательно прочитаем пьесу и решим — в самом ли деле шум в семье Ки- чигиных возник по пустяковому поводу. У знаменитого расточника Трофима Ки- чигина и его жены Софьи — трое детей: старший сын Максим — ученый, физик; младший, Всеволод — строительный рабо чий; дочь Ирина — педагог. Ж ивут они обычной жизнью по-хорошему трудовой семьи: в меру хлопотливо, в меру спокойно, дружно, но не без ставших привычными взаимных подковырок. Д авно знают они до стоинства, слабости, пристрастия друг дру га Максим любит голубцы. Севку по вос кресеньям палкой домой не загонишь. Ири на стаскивает к себе в комнату любое домашнее добро. Все устоялось и все ждет перемен: взрослые дети каждый день могут расширить семью Этих перемен Трофим и Софья ожидают не без тревоги, но с радо стью. Тем более, что они уже на пороге — новые члены большой семьи: невеста Максима — Т ам ара, жених Ирины — Ар сений. И вдруг естественное, нормальное тече ние жизни прерывается. Кичигиных лихора дит. «Деды приехали»,— сообщает Ира. «Ну, это к черту. Я их сейчас вытурю»,— отве чает Севка. «Выгоню из дому, убью»,—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2