Сибирские огни, 1966, №1
нынешних поколений, встречаемся с типич ными их представителями, например, героем граж данской войны, ныне генералом Н ико димом Корневым, и его сыном, молодым агрономом-целинником Андреем Корневым. Если бы я писал так называемый твор ческий портрет Е. Пермитина, то есть бо лее или менее полную литературоведческую монографию о нем, я бы начал исследова ние не с первых его книг, а с последней, еще не заверш енной трилогии «П ервая лю бовь». Так ж е, как и предшествующие круп нейшие произведения романиста, она скла ды вается по знакомой уж е нам творческой «цепной реакции» в процессе познания, осмысления и отображ ения художником громадных пластов и наслоений времени и действительности, пережитого и заветно го, больших народных и человеческих су деб, сыновнего родства и задуш евного об щения с любимой природой. И создается это произведение не сразу, а как бы круп ными звеньями, постепенно образующими единое целое, эпическое полотно. В 1950 го ду в Пензе вышла «Л есная поэма», книж ка небольш ая, скромная, но удивительно бо гатая родниковой прозрачностью и звуч ностью язы ка, яркой живописностью обра зов и картин родной природы, глубиной чувства и мысли. В ней мы познакомились впервые и как-то сразу прониклись к нему уваж ением и доверием — с Алексеем Н ико лаевичем Рокотовым, уж е немолодым лесо водом, природолюбом, в образе которого угады вались многие черты, жизненные вле чения и привязанности самого автора кни ги. И хотя «Л есная поэма» о бладала всеми качествами вполне законченного сам остоя тельного худож ественного произведения, однако воспринималась и как часть к а кой-то крупной симфонии, широкого эпи ческого полотна, куда она долж на влиться составной главой, а может, финалом. Так и вышло. Появилась повесть «Р ан нее утро», ярко и живо показы вающ ая дет ские годы Алеши Рокотова, его большую и друж ную трудовую семью во главе с рабо тящим и умным отцом, искусным масте- ром-столяром. «Стать, как отец, сильным, красивым» — было мечтой маленького Але ши Вместе с этим в «Раннем утре» дана широкая картина жизни всех социальных слоев прииртышского полусела, полугород- ка Усть-Утесовска (надо полагать, подлин ного Усть-Каменогорска — родины писате л я) с его патриархальным сытым застоем и собственнической иерархией. Вслед за «Ранним утром» была написа на «П ервая любовь» — поэтически взволно ванная повесть о юношеских мечтаниях, по рывах, увлечениях и разочарованиях, о пер вом, трепетном и сокровенном большом чув стве. Обе эти повести, связанны е м еж ду собой одним героем, местом действия, и стали первой и второй книгами романа «П ервая любовь», третья часть которого будет опубликована в ж урнале «Москва». К ак уж е сказано, произведение это име ет автобиографическую основу, д ает исчер пывающе полное представление о родослов ной, детстве и юности самого будущего ро маниста и одновременно широко и разно сторонне отображ ает целую полосу русской действительности с начала нашего века до О ктября на жизненном м атериале сибир ской глухоманной провинции. Ром ан являет ся свидетельством зрелого и отточенного мастерства даровитого писателя. Это произведение Е. Пермитина меня лично как-то особо чарует и привлекает еще и тем, что в нем, пож алуй, с наиболь шей эмоциональной, художественной, фило софской силой нашли воплощение те са мобытные, индивидуальные, человеческие и творческие свойства, цельность натуры и дарован ия писателя, о которых шла речь выше. Известно, что на склоце лет у всякого человека, тем более у художника, появля ется ж елание как бы заново пережить и ос мыслить всю свою жизнь. При этом с уди вительной и неожиданной ясностью и ж и востью восстанавливается многое, что, к а залось, невозвратно утрачено с годами, на всегда исчезло из памяти под наслоениями пережитого и испытанного. Русская лите ратура знает много таких книг, созданных на основе возвращ ения в раннее детство и переживания, восстановленные в зрелом со знании и творческом воспроизведении, на пример, аксаковские «Детские годы Б аг рова внука», «Д етство Никиты» Ал. Тол стого, «Открытие мира» Вас. Смирнова. Когда вчитываешься в «Раннее утро», в «Первую любовь» Ефима Пермитина, воз никает и остается до последней страницы ощущение совершенной естественности и полной достоверности всех восприятий и пе реживаний маленького, затем юноши Але ши Рокотова, будто сам ты, читатель, стано вишься не только соучастником всего про исходящ его и описываемого, но и самим Алешей. Не знаю , как все, а уж каждый охотник (а я издавна причастен к этому племени, подверж ен этой страсти) наверное переживет, заново и взволнованно перечув ствует, как непосредственно «свое», состоя ние юного Алеши Рокотова в час его пер вой охотничьей зари, первого самостоятель ного охотничьего «поля»: «Д а, это была мучительно длинная ночь, с такими подозрительными шорохами, от которых леденела кровь в ж илах. Широкий, светлый мир вдруг сузился до малого круга, освещенного пламенем ко стра, а за его пределами таинственной, пер вобытной могучей жизнью жил мрак... Наконец, сквозь тучи в небе пробились и лучисто заворошились звезды. У зубчато го гребня горы просочилась робкая полоска зари. Теплом, знакомыми, мирными запа хами хвои задыш ала перед утром земля. ...Сердце Алеши прыгало в груди, так ему хотелось убить старого глухаря влет. Тишина звенела в ушах. Разгоряченное потное лицо приятно обдавало прохладой от близкого ручья в кустах. Душистые лап чатые листья черносмородинника чуть тре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2