Сибирские огни, 1966, №1
Сибири или откочевавших «в центр», но не отрывающих творческой «пуповины» от род ной стороны, я не знаю более чем Е. Пер- митин коренного, «матерого», «вернопод данного» по складу души, мироощущению и внешним проявлениям — сибиряка. И в со временной российской литературе, непре рывно пополняющейся из сибирских исто ков и резервов, я, пож алуй, не знаю книг, более сибирских по д уху и настрою, языку и колориту, чем «Капкан», «Когти», «Гор ные орлы», «П ервая любовь»... Д ум ается, например, что перенасыщен ность язы ка, стиля ранних произведений Е. Пермитина, написанных еще не отвы к шей от топорищ а и руж ейного курка ру кой, обиходными «кондовыми» речениями и прочей таежно-экзотической «дичью», за что (вполне справедливо и своевременно) строго пож урил ' молодого романиста-сиби- ряка А М. Горький,— так ая перенасыщен ность проистекала не столько от литератур ной неопытности и уж тем более не из стилизаторских увлечений, коими в ту пору грешили или щ еголяли куда более зрелые «крестьянские» бы тописатели,— сколько от коренной и самобытной полноты ощущения жизни, близости самого автора к природе, жизненному укладу, людской среде, откуда он черпал образы , краски, язык, откуда ве ли свою родословную сам писатель и его герои. А это-то как раз и составляло ху дож ественную свеж есть, правдивость и своеобразие произведений талантливого пи- сателя-сибиряка. И примечательно, что Горький ж е и включил одно из этих первых произведений Е. Пермитина — повесть «Ког ти» — в число двадцати пяти лучших книг советской литературы , изданных в ознам е нование 15-летия О ктября. Весь творческий путь, вся литературная судьба Е. Пермитина могут служить убе дительнейшим примером того, как глубо кая привязанность советского писателя к родной земле, постоянная и активная при частность к народной жизни, родственное его общение с живыми героями действи тельности и борьбы за новый мир,— насы щают создаваемы е им образы и всю ткань повествования подлинно реалистической и эпической полнотой и правдой, худож ест венной мощью и действенностью. Так, в процессе многолетнего познания и сопере ж ивания судеб алтайской глухоманной д е ревни Черновущки, ее людей, труж еников и борцов за новую ж изнь — Селифона и М а рины Адуевых, коммунистов Орефия Зур- нина, Д м итрия С едова и многих других, с которыми мы, читатели, познакомились еще в романе «К апкан» (192Э), затем встрети лись снова в книгах «Враг», «Любовь» (1937), «К вершинам» (1951),— в процессе огромного и вдохновенного «труда всей жизни» писателя,— вы растали эти герои, обретая все большую масш табность и ти пичность; так слагалась, охваты вая и рас крывая все более глубокие и мощные пла сты действительности, наполняясь и н ак а ляясь социальной, исторической правдой, эпопея ж изни и борьбы, социалистического переустройства сибирской деревни — «Гор ные орлы». И вполне закономерно, заслуж енно этой книгой откры вается многотомная, пользу ющ аяся широким признанием у советских читателёй «Библиотека сибирского романа». А имя Е. Пермитина давно стоит в первом ряду старшего поколения писателей, принес шего из Сибири в молодую советскую л и тературу непреходящ ей худож ественной ценности творческий вклад,— рядом с име нами Вс. И ванова, Л . Сейфуллиной, А. К а раваевой, В. Зазубри на, М. Ош арова, А. Коптелова, П. П етрова и многих других. Несомненно плодотворное влияние «Горных орлов» и других произведений Е. П ермити на на дальнейший расцвет худож ественной прозы, на писателей, не только сибиряков, посвящающих свое слово людям земли, со ветской деревни, природолюбам и жизне- творцам. Д авно и широко распространены книги Е. Н. Пермитина и за пределами нашей страны, переведены на языки народов Е в ропы и Азии. И, наконец, о самой главной, на мой взгляд, органически присущей творческой натуре, всему жизненному «тонусу» 1Е. П ер митина черте и особенности. Неистощимая энергия и творческий потенциал его тал ан та позволяю т писателю «поспевать за ж и з нью», отзы ваться на самые насущные и ж и вотрепещущие явления и запросы современ ности, ж ить и работать и по сей день, как говорится, «на полную катушку». В преди словии к только что вышедшей книге «Три поколения» 1 писатель сам д ает ключ к по ниманию этой главной движ ущ ей мощности, дееспособности и целеустремленности его человеческой, художнической души: «По знать молодежь — значит заглянуть в за в т рашний день». Именно молодость, непреходящ ая, пре емственная от поколения к поколению эста фета юности народа, рвущейся к лучшему будущему; порывистая увлеченность, лю бо знательность молодой души, молодых и сильных рук, ж аж дущ их больших и слав ных дел, свеж есть и трепетность чувств, го рячая и неутолимая любовь и верность все му родному — и составляю т изначальную , я бы сказал, прирожденную и пожизненную сущность, веру, патетику натуры и судьбы, всего творческого пути Ефима Пермитина. Д а, именно она, неиссякаемая, нечгаси- м ая молодость души и таланта художника, «водила в сабельный поход» его любимых героев, кидала их в схватки классовой борь бы в годы Великого перелома и социалисти ческого переустройства всего уклад а народ ной жизни, увлекла с первыми эшелонами молодых добровольцев на освоение цели ны и всех сокровищ земли сибирской. И так ж е, как в «Горных орлах», в «Ручьях ве сенних» мы снова слышим не умолкающую во времени перекличку юности ранних и Е ф и м П е р м и т и н . Три поколения. И з бранное о молодежи. И зд-во «Московский рабо чий», 1965.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2