Сибирские огни, 1966, №1
Однажды, в начале мая, возле поселка обрушилась лавина. Плотный, стреми тельный вал снега переломил, как спички, столбы электролинии, расшвырял воздухо сборники от компрессоров. Ночью поселок поднялся по тревоге. Люди взяли лопаты, пустили вперед бульдозеры, и железные махины даж е не проваливались на спрессовав шейся толще снега. В следующий раз предательски набухший в горах снежный козырек решили по дорвать. Но лавина сорвалась снова и, злобствуя, подхватила зазевавшегося горня ка. Его проволокло метров двести. К счастью, обошлось испугом. Что же такое Удокан? Весьма неровный кусочек планеты, где природа поскупи лась на времена года. Здесь не бывает весны. Д о июня продолжается снежная круго верть, захлебываются в Наминге бульдозеры, расчищая дорогу к штольням. И зима приходит на смену лету враз, без зазимков и предупреждений. Рассказывают, года два назад последняя пурга резвилась 24 июня, а уже 25 августа выпал полуметро вый снег. Для путешественника Удокан — это оленьи упряжки. Первобытная дикая красота хребтов. Сладкая отрава наименований: Чара, Наминга, Ингамакит... В общем, экзо тическая точка правее и северней макушки Байкала. Ганзелка и Зикмунд именно здесь решились на конфликт с синоптиками мира. От Читы они летели над безмолвным хаосом гор, над холодными вершинами, и даж е не пытались скрыть почтительного восхищения. В Чарской долине пересели на вер толет. с которого угодили прямо в объятия профессиональных бродяг-рудознатцев. Маленький новый поселок у подножья исполинских сопок приветил и заговорил «земных космонавтов», и, сдаваясь, они заявили: — У вас теплее, чем в Африке... Для геологов Удокан — трудно открытое месторождение меди. Целая меденос ная провинция, которую надо прощупать, прослушать, попробовать на зуб. Еше только подсчитывает Читинское геологоуправление размеры своего богат ства. Проводится весь комплекс разведочных работ — от летних поисков по перифе- ■ рии до проходки тяжелых горных выработок. Но уж е ясно, что не могут соперничать с Удоканом даж е широко известные Коунрад и Джезказган. Хозяйственникам и проектировщикам Удокан оборачивается головоломной проб лемой подступов к месторождению. Надо ли, а если надо, то где прокладывать ж е лезнодорожную магистраль? Зимой машины с грузами пробиваются от Могочи в Намингу 620 километров подъемов и спусков, слепящего снега, стылых туманов, по горным рекам, через наледи и предательский пустолед. По 200—260 машин выходят на трассу. Четыре зимних месяца сутками не выпускают шоферы баранку из онеме лых, потемневших рук. Летом только один путь остается — по воздуху. И потом: на какой энергии поднимать великолепный забайкальский клад? Мо ж ет, на самой современной? Значит — строить атомную электростанцию?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2