Сибирские огни, 1966, №1

Однажды, в начале мая, возле поселка обрушилась лавина. Плотный, стреми­ тельный вал снега переломил, как спички, столбы электролинии, расшвырял воздухо­ сборники от компрессоров. Ночью поселок поднялся по тревоге. Люди взяли лопаты, пустили вперед бульдозеры, и железные махины даж е не проваливались на спрессовав­ шейся толще снега. В следующий раз предательски набухший в горах снежный козырек решили по­ дорвать. Но лавина сорвалась снова и, злобствуя, подхватила зазевавшегося горня­ ка. Его проволокло метров двести. К счастью, обошлось испугом. Что же такое Удокан? Весьма неровный кусочек планеты, где природа поскупи­ лась на времена года. Здесь не бывает весны. Д о июня продолжается снежная круго­ верть, захлебываются в Наминге бульдозеры, расчищая дорогу к штольням. И зима приходит на смену лету враз, без зазимков и предупреждений. Рассказывают, года два назад последняя пурга резвилась 24 июня, а уже 25 августа выпал полуметро­ вый снег. Для путешественника Удокан — это оленьи упряжки. Первобытная дикая красота хребтов. Сладкая отрава наименований: Чара, Наминга, Ингамакит... В общем, экзо­ тическая точка правее и северней макушки Байкала. Ганзелка и Зикмунд именно здесь решились на конфликт с синоптиками мира. От Читы они летели над безмолвным хаосом гор, над холодными вершинами, и даж е не пытались скрыть почтительного восхищения. В Чарской долине пересели на вер­ толет. с которого угодили прямо в объятия профессиональных бродяг-рудознатцев. Маленький новый поселок у подножья исполинских сопок приветил и заговорил «земных космонавтов», и, сдаваясь, они заявили: — У вас теплее, чем в Африке... Для геологов Удокан — трудно открытое месторождение меди. Целая меденос­ ная провинция, которую надо прощупать, прослушать, попробовать на зуб. Еше только подсчитывает Читинское геологоуправление размеры своего богат­ ства. Проводится весь комплекс разведочных работ — от летних поисков по перифе- ■ рии до проходки тяжелых горных выработок. Но уж е ясно, что не могут соперничать с Удоканом даж е широко известные Коунрад и Джезказган. Хозяйственникам и проектировщикам Удокан оборачивается головоломной проб­ лемой подступов к месторождению. Надо ли, а если надо, то где прокладывать ж е­ лезнодорожную магистраль? Зимой машины с грузами пробиваются от Могочи в Намингу 620 километров подъемов и спусков, слепящего снега, стылых туманов, по горным рекам, через наледи и предательский пустолед. По 200—260 машин выходят на трассу. Четыре зимних месяца сутками не выпускают шоферы баранку из онеме­ лых, потемневших рук. Летом только один путь остается — по воздуху. И потом: на какой энергии поднимать великолепный забайкальский клад? Мо­ ж ет, на самой современной? Значит — строить атомную электростанцию?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2