Сибирские огни, 1966, №1

запасов, включая лесные отходы и остающиеся при порубках пнн, увеличит размер •ффективных лесных ресурсов на 20— 40 процентов. Кооперирование лесной и торфяной промышленности с добычей нефти, газа и ж е­ лезной руды на базе Колпашевских и Бакчарских месторождений позволит спроекти­ ровать и построить крупные благоустроенные поселки городского типа с соответствую­ щими водоснабжением, теплофикацией, канализацией, газификацией и электрификацией. Одновременное освоение лесных массивов, газовых и нефтяных месторождений в ряде районов требует проведения болотномелиоративных работ сразу в нескольких ме­ стах. К таким первоначальным объектам осушения следует отнести районы тяготения к железной дороги Ивдель — Обь, а также окрестности Сургута, Тобольска, Колпашева, Куйбышева, Барабинска. Для ускорения строительства лесных предприятий и удешевления их продукции ежегодный объем лесоосушительных и болотоосушительных работ должен быть ориен­ тировочно увеличен до 0,5— 1 млн. га. При современном уровне техники такие темпы вполне возможны. Создание постоянных сырьевых баз потребует довести размеры ежегодных лесо­ восстановительных работ до 500—550 тыс. га, обеспечить сохранение подроста на выруб­ к а х— до 200 тыс. га, увеличить искусственные посадки леса — до 100 гыс. га (главным образом за счет быстрорастущих форм лиственницы, сосны, кедра, ели и тополя, причем в первую очередь — в подзоне южной тайги, где они дадут наибольший эффект). Выполнение этих работ и освоение территории в несколько десятков миллионов гектаров невозможно без дальнейшего развития железнодорожной сети, особенно строи­ тельства Средне-Сибирской магистрали в направлении Тобольск — Сургут — Енисей, а также завершения строительства дороги Ивдель — Обь. При соблюдении этих технических и организационных принципов выход всех про­ дуктов леса превысит в 10 раз современные размеры. Водный транспорт древесины и других грузов, а также осушение болотных пло­ щадей вызывает необходимость расширения работ по углублению и спрямлению рек и созданию сквозных водных каналов. К числу таких первоочередных работ относится строительство водного пути про­ тяжением 550 км, на базе трассы Обь-Енисейского канала, создающего прямой путь Ангара — Енисей — Обь — Иртыш. Эксплуатация водного пути сократит провоз лесных грузов из Средней и Восточ­ ной Сибири в районы Урала и Казахстана на 1500—2000 км. Строить этот канал (и осушительный коллектор) целесообразно одновременно с возведением гидроэлектростанции на перепаде воды Енисей — Обь. Сооружение канала будет способствовать осушению 2—3 млн. га болотных массивов и даст возможность начать вскрышные работы и освоение Колпашевского железорудного месторождения, находящегося на глубине 80—200 м. Безусловно, все это потребует больших капиталовложений Но расход средств, при комплексном освоении лесных и торфяных ресурсов и развитии лесохимической переработки, будет на 20—25 процентов меньше, чем при раздельном строительстве только лесных предприятий. Экономический эффект за 10 лег составит 80 млрд руб. В то же время, если осваивать только лесные запасы в направлении лесозаготовок без лесохимии, без развития глубокой переработки древесины и торфа, экономическая отдача уменьшится в 3—5 раз. Сказание о груздях, бруснике и витаминах Современный леспромхоз или лесхоз должен заготовлячь (и восстанавливать) не только древесину, но и семена деревьев, лесные плоды и ягоды, лекарственные тра­ вы, грибы, дичь, рыбу, вести пчеловодство, улучшать луга и осушать болота. Вспомним еще раз о «малых ресурсах» леса, которые могут дать нашему населе­ нию и народному хозяйству, а также на экспорт дополнительное количество ценных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2