Сибирские огни, 1963, № 10
изданий эмблема с надписью «Народный университет кул ь ту ры на дом у». Заме чено, что с тех пор, к а к все больше ста ло появляться подобных изданий, стала заметно возрастать и собственно науч ная их значимость. Это, конечно, далеко не легкое дело— уметь сочетать строгую н а у к у с общедоступностью изложения, и не всем одинаково это удается. Я бы сказал, что к а к раз в эстетиче ско й литературе (а число к н и г и бро ш ю р по эстетике растет стремительно!) популяризация все еще частенько дости гается за счет теории и сводится к сум ме литературны х примеров с обеднен ным и упрощенным пояснением. На опыте небольшой работы И. А ста хова (а она и в самом деле есть только вступление в кур с эстети ки ) мы снова и снова убеждаемся: к а к важ но чувство соразмерности частей, стр ож айш ий от бор фактического материала не в ущерб его богатству и разнообразию . Н о главное достоинство кн и ги — в критической, творческой переработке этого обширнейшего материала, в под чер кн уто й самостоятельности исследова ния и в необходимой для популяризации ясности изложения. Не в той ясности, которая разочаровывает, потому что не редко оказывается банальной, а то и совсем пустой, а только в той, за кото рой стоит предварительная и трудоем кая оценочная работа. Серьезное внимание уделяет И. Аста- у хов определению предмета эстетики, ее относительной самостоятельности к а к философской дисциплины . Предмет фи лософии и предмет эстети ки отнюдь не один и тот же, здесь есть качественное различие, в силу которого эстетика и смогла отпочковаться от философии. Столь же определенно автор говорит о соотношении эстетики к а к общей тео рии искусства- (и прекрасного) с более частными теориями отдельных видов ис кус с тв — теорией м узы ки , литературы и т. д., — по отношению к ним эстети ка выполняет очень в а ж н ую роль син тезирующ ей и координирующ ей науки. Т у т нет и не может быть замены или подмены, а существует только глубокая взаимозависимость. Ч то ж е касается художественной кр и т и ки , то она не что иное, ка к приложение общей эстетиче ско й теории к пр а кти ке литературы и искусства. Если нет научной эстетики, то невозможна и подлинно научная кр и ти ка . К стати, И. А стахов принадлежит к числу тех наших авторов, которые не п утаю т (по недоразумению ) художе ственную форму кр и т и к и с ее научным содержанием и не рассматривают, ска ж ем , литературную к р и т и к у ка к один из видов искусства. К р и т и ка переводит образный язы к искусства на язык по нятий, то есть на я зы к философских, социологических, моральных, эстетиче с ки х понятий. Тем более не является частью и скусства эстетика, она пред ставляет лишь одну из отраслей развет вленного научного знания. Эстетика не в меньшей степени; чем другие общественные н а уки , требует последовательного проведения принци пов историзма. И. А стахов ни в чем не отступает от этого правила. Общие тео ретические положения уясняю тся нами в ш и р о ком историко-философском пла не: этом у сл уж и т и раздел «Первона чальное и современное значение терми на «эстетика» и все последующие раз делы. Удачной и правильной является уже сама мысль вклю чить в тему кн и ги о сущ ности эстетики к а к н а у ки — исто рию эстетических учений. Обычно поче м у-то принято считать даже самое эле ментарное изложение истории эстетиче с ки х учений делом слиш ком специаль ным . Чащ е всего оно ф и гур ир уе т в виде не обязательного приложения, и раздел этот умышленно набирают петитом ... У И . А стахова, напротив, становление эс тети ки к а к науки рассматривается в не разры вной связи с историей эстетиче с ки х учений — этому, в конце концов, и посвящена большая часть кн и ги . При чем, популяризация, повторяю , не ущем ляет зд-есь прав строгой на уки. Единственным заметным просчетом в к н и ге И . Астахова является недостаточ но развернутая кр и т и ка современных б ур ж у а зны х эстетических теорий. Сле дует ли это объяснять конспекти вно стью к н и ги или чем-либо д р угим , но это так. Слабее других поэтому каж ется и раздел «Эстетика и современность»: в нем поднято немало важ ны х, интерес ны х вопросов, но автор слиш ком сдер ж а н в аргументации. П. К а р а л ь н к н У Н И К А Л Ь Н А Я С И Б И Р С К А Я К О Л Л Е К Ц И Я М ассивные и легкие, кр уп ны е и ми ниатюрные изделия, состоящие в основном из золота весом в полграмма и до одного килограмма. Вещи поражаю т нас своим изяществом и тонкостью х у дожественной отделки. И з всего многообразия изображений мы видим человека, разны х ж ивотны х, растительный мир. М ного изображений ф антастических ж ивотны х, вроде уша стого грифа, львиного и орлиного гр и фонов. М ногие изображения выполнены
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2