Сибирские огни, 1963, № 10

изданий эмблема с надписью «Народный университет кул ь ту ры на дом у». Заме­ чено, что с тех пор, к а к все больше ста­ ло появляться подобных изданий, стала заметно возрастать и собственно науч­ ная их значимость. Это, конечно, далеко не легкое дело— уметь сочетать строгую н а у к у с общедоступностью изложения, и не всем одинаково это удается. Я бы сказал, что к а к раз в эстетиче­ ско й литературе (а число к н и г и бро­ ш ю р по эстетике растет стремительно!) популяризация все еще частенько дости­ гается за счет теории и сводится к сум­ ме литературны х примеров с обеднен­ ным и упрощенным пояснением. На опыте небольшой работы И. А ста­ хова (а она и в самом деле есть только вступление в кур с эстети ки ) мы снова и снова убеждаемся: к а к важ но чувство соразмерности частей, стр ож айш ий от­ бор фактического материала не в ущерб его богатству и разнообразию . Н о главное достоинство кн и ги — в критической, творческой переработке этого обширнейшего материала, в под­ чер кн уто й самостоятельности исследова­ ния и в необходимой для популяризации ясности изложения. Не в той ясности, которая разочаровывает, потому что не­ редко оказывается банальной, а то и совсем пустой, а только в той, за кото­ рой стоит предварительная и трудоем­ кая оценочная работа. Серьезное внимание уделяет И. Аста- у хов определению предмета эстетики, ее относительной самостоятельности к а к философской дисциплины . Предмет фи­ лософии и предмет эстети ки отнюдь не один и тот же, здесь есть качественное различие, в силу которого эстетика и смогла отпочковаться от философии. Столь же определенно автор говорит о соотношении эстетики к а к общей тео­ рии искусства- (и прекрасного) с более частными теориями отдельных видов ис­ кус с тв — теорией м узы ки , литературы и т. д., — по отношению к ним эстети­ ка выполняет очень в а ж н ую роль син­ тезирующ ей и координирующ ей науки. Т у т нет и не может быть замены или подмены, а существует только глубокая взаимозависимость. Ч то ж е касается художественной кр и т и ки , то она не что иное, ка к приложение общей эстетиче­ ско й теории к пр а кти ке литературы и искусства. Если нет научной эстетики, то невозможна и подлинно научная кр и ­ ти ка . К стати, И. А стахов принадлежит к числу тех наших авторов, которые не п утаю т (по недоразумению ) художе­ ственную форму кр и т и к и с ее научным содержанием и не рассматривают, ска­ ж ем , литературную к р и т и к у ка к один из видов искусства. К р и т и ка переводит образный язы к искусства на язык по­ нятий, то есть на я зы к философских, социологических, моральных, эстетиче­ с ки х понятий. Тем более не является частью и скусства эстетика, она пред­ ставляет лишь одну из отраслей развет­ вленного научного знания. Эстетика не в меньшей степени; чем другие общественные н а уки , требует последовательного проведения принци­ пов историзма. И. А стахов ни в чем не отступает от этого правила. Общие тео­ ретические положения уясняю тся нами в ш и р о ком историко-философском пла­ не: этом у сл уж и т и раздел «Первона­ чальное и современное значение терми­ на «эстетика» и все последующие раз­ делы. Удачной и правильной является уже сама мысль вклю чить в тему кн и ги о сущ ности эстетики к а к н а у ки — исто­ рию эстетических учений. Обычно поче­ м у-то принято считать даже самое эле­ ментарное изложение истории эстетиче­ с ки х учений делом слиш ком специаль­ ным . Чащ е всего оно ф и гур ир уе т в виде не обязательного приложения, и раздел этот умышленно набирают петитом ... У И . А стахова, напротив, становление эс­ тети ки к а к науки рассматривается в не­ разры вной связи с историей эстетиче­ с ки х учений — этому, в конце концов, и посвящена большая часть кн и ги . При­ чем, популяризация, повторяю , не ущем­ ляет зд-есь прав строгой на уки. Единственным заметным просчетом в к н и ге И . Астахова является недостаточ­ но развернутая кр и т и ка современных б ур ж у а зны х эстетических теорий. Сле­ дует ли это объяснять конспекти вно­ стью к н и ги или чем-либо д р угим , но это так. Слабее других поэтому каж ется и раздел «Эстетика и современность»: в нем поднято немало важ ны х, интерес­ ны х вопросов, но автор слиш ком сдер­ ж а н в аргументации. П. К а р а л ь н к н У Н И К А Л Ь Н А Я С И Б И Р С К А Я К О Л Л Е К Ц И Я М ассивные и легкие, кр уп ны е и ми­ ниатюрные изделия, состоящие в основном из золота весом в полграмма и до одного килограмма. Вещи поражаю т нас своим изяществом и тонкостью х у ­ дожественной отделки. И з всего многообразия изображений мы видим человека, разны х ж ивотны х, растительный мир. М ного изображений ф антастических ж ивотны х, вроде уша­ стого грифа, львиного и орлиного гр и ­ фонов. М ногие изображения выполнены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2