Сибирские огни, 1963, № 10
В ряде статей сборника теоретическая проблемность и «обобщенность» матери ала сменяется более частными вопроса ми (впрочем, тож е нуж ны м и и интерес ными), реш енными в плане «наблюде ний» над отдельными сторонами твор ческого процесса или поэтической с тр у к туры произведения (В. Н. А зб у ки н — «Мелочи архиерейской жизни» Н. С. Лескова»; F. Ф . Митрофанов — «Об одном художественно-язы ковом приеме в пьесе М . Г о р ь ко го «Последние»; H. Н. Киселев — «Творческая работа Н. П о година над пьесой «Кремлевские кур а н ты»). Правда, некоторы е обстоятельные статьи такого рода в общей с тр уктур е сборника, направленного на решение на сущно важ ны х теоретических проблем, проигрываю т и заставляют читателя по думать о мелкотемье избранных работ, но это у п р е к у ж е редакторам и соста вителям. Редакторская «терпимость» прояви лась и в п убл и ка ци и еще «недозревших» работ. Т а к, статья М . П. Францева «П о этическое мастерство В. Л у го в с ко го » слабовата с то ч ки зрения анализа имен но мастерства поэта, своеобразия его ма стерства. А в то р , например, пишет: «Н а ряду с тщ ательным отбором слов, наи более точно р и сующ и х предмет, поэт пользуется та ким и изобразительно-выра- зительными средствами, к а к красочно точный эпитет, яр ки е сравнения и мета форы» (с. 150). Дальш е идут старатель но подобранные примеры . Что ж е они дают для понимания особенностей имен но этого х у д о ж н и ка слова? Нередко в анализе заметен извест ного рода формализм. «С помощью пов торения согласны х «Р , Б, П, Т» удачно передана карти на бандитского налета на поезд: эти з в у ки передают и выстре лы, и грохот, и топот» (с. 155). Или: «Сонорные «М » , « Л » , «Н», делая стих благозвучным, помогаю т передать м у зы ку лунной ночи, ее красоту и обая ние в стихотворении «М айская но чь»...» (с. 155). И опять вопрос: а в других сти хо творениях, у д р у ги х поэтов эти сонор ные вы ступаю т в другом, что ли, каче стве? М алоперспективна в научном от ношении статья С. И. Напольского «Идейно-стилистическая ф ункция пе сен и ча стуш е к в произведениях С. П. Подъячева». Идейная ф ункция часту ш ек (вопрос сравнительно простой) опре делена автором достаточно четко и де тально, но единства идейно-стилистиче- ского анализа явно не получилось. И с следователь ограничивается лишь от дельными комментариями «по поводу». Вот рассуждения о тюремных песнях или о звукопод раж а нии в повести «Сре ди рабочих»: «Э тим и звукоподражатель ными междометиями «буц», «буц», сли вающимися с тактом веселой плясовой песни, автор м астерски воспроизводит бойкий перебор ударов четырех или ш е сти цепов, создавая ж и в ую , наглядную картину молотьбы хлеба вручную » (с. 51). Даж е при большой снисходитель ности подобные замечания трудно вос принимать к а к научны й анализ. В статье А . А . А чатовой «Деталь в повести И. Б уни на «Деревня» глаз ис следователя скол ьзит по поверхности текста, не нащ упывая контуров общей поэтической ар хи те кто н и ки повести, где отдельная деталь входит в сложные по этические сцепления. Отсюда обилие «констатирующ их» положений нередко с эмоциональной « н а гр узко й » , которая, разумеется, обладает в данном случае минимальной убедительной силой. Вот два примера: « К артины деревен ского быта производят удручающее впе чатление. Составленные из ряда дета лей, подробностей, они дают какое-то не обычайно зримое впечатление. Будто чи татель сам побывал в этой деревне, ви дел или слышал о подобном не один раз» (с. 60). « А ка ки е изумительно со держательные в этой картине определе ния!» (с. 60). И так, кончим тем, с чего начали. Чтобы филологическая наука «пери ферии» окончательно перестала быть «меньшим братом», н уж н о еще очень много такого, что отнюдь не всегда за висит от добрых намерений руководите лей «ведомственных» изданий. Здесь и деньги, и полиграфическая база, и мно гое другое. Это — фактор объективный. Что ж е касается фактора субъектив ного, то есть того, что зависит от самих издателей, то здесь, нам думается, н у ж но идти по пути искоренения мелко темья, укр уп н е ни я проблем, создания проблемных сборников (и не только по заглавию), обновления «морально уста ревших», ставших архаичными методов исследования. Опыт том ских учены х говорит, что та кая задача вполне разрешима. В. Р о м а н е н к о И Н А У Ч Н О , И П О П У Л Я Р Н О Н а обложке кн и ги И . Б. Астахова «Ч то такое эстетика?»' изобра жена характерная для популярны х 1 И. Б. Астахов. Что такое эстетика? Эстетика как наука. Издательство Московского универси тета, 1962.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2