Сибирские огни, 1963, № 10
делом «домашним», а сами они — пред назначенными лишь для «внутреннего потребления». Основания для этого, безусловно, бы ли. Малая тиражность, торговые барье ры , подчас невысокий научны й уровень ряда работ понижали роль «записок» в развитии главных направлений науки. Но рост кадров и улучш ение качества исследований постепенно разруш али сло ж ивш иеся традиционные представления о «второсортности» научны х работ, пуб ли куемы х в «Учены х записках» . Мы знаем теперь, что многие талант ливые исследования, получивш ие всесо ю зное распространение и признание на у ч н о й и читательской общественности, нередко праздновали свое рождение на страницах скромных «ведомственных» изданий. Вместе с тем ряд факторов объективного и субъ ективного характе ра все еще отрицательно влияет на ка чество отдельных сборников. С этих точек зрения показателен по следний выпуск учены х записок Томско го государственного университета1. Обращает внимание прежде всего про блемная «струя», явно проступающая через многоликое содержание статей. Теоретической опорой всего сборника являю тся, на наш взгляд, ряд статей Н . Ф . Бабуш кина («Современное народ но-поэтическое творчество и проблемы реализма», «О некоторы х специфиче с ки х чертах фольклора к а к формы об щественного сознания народных масс», «О специфике стиля в художественной литературе и народно-поэтическом твор честве»), статьи В. Н. Касатки ной «Про блема родов художественной литерату ры в эстетике В. Г. Белинского», Ф . 3. Кануновой «О соотношении реального и «идеального» в стиле «М ертвы х душ» Н. В. Гоголя». На фоне непрекращ ающихся полеми чески х «баталий» наших фольклористов работы Н. Бабуш кина представляют не сомненный научный интерес, так ка к поднимают наиболее злободневные, на болевшие вопросы современного устно поэтического творчества. А в то р отстаивает позицию тех ученых, которы е «решительно стали вводить по нятие творческого метода социалистиче ско го реализма в ф ольклористику». Ста тья дискуссионна по характеру выдви гаемы х в ней положений, к а к дискусси онен и пока далеко еще не решен в фольклористике вопрос о художествен ны х методах. Но сама постановка его и соответствующая аргументация пред ставляю т еще один необходимый шаг в коллективном решении трудной и важ ной проблемы. Исследователь рассматривает далее (в следующей статье) «реализм» и «роман 1 Вопросы творческого метода и мастерства в литературе и фольклоре. Изд. Томского универси тета, Томск, 1962. тизм» в своеобразном фольклорном ас пекте, говорит о специфике понятия сти ля в фольклоре (третья статья). Статьи Н . Б абуш ки на несут с собой отзвук только что отшумевших или продолжа ющ и хся теоретических боев. Это — хо рошо, но все-таки, думается, автору сле довало бы больше уделить внимания по зитивном у решению проблем и вопро сов, более «фундаментальному» их обо снованию именно потому, что для нашей н а у ки они пока что в ряде случаев «не изведанная земля». Статья В. Н. Касаткиной «Проблема родов художественной литературы в эс тетике В. Г. Белинского» обращена та к ж е к одному из актуальны х вопросов со временного литературоведения: разви тию романа. Историческая эволюция ро дов литературы проясняет специф ику романа к а к «эпоса нового времени», рас кры вает его «синтетичность». « У тв е рж дение в русской литературе реализма к а к синтетического метода,— пишет В. К а с а тки н а ,— привело к преобразова нию ее родовой и жанровой с тр укту ры . Л и р и ка была оттеснена романом и пове стью , но она вошла к а к стихия лиризма в роман и повесть...» С этого теоретического «порога» по сущ еству начинает свое исследование Ф . 3. Канунова «О соотношении реаль ного и «идеального» в стиле «М ерт вых душ » Н. В. Гоголя». «Всеобъемлющая субъективность» по эмы «Мертвые души» выдвинула «сти х ию лиризма» на первый план, «ее ли рические места вызывали в о к р у г себя небывалое количество споров и разноре чивы х суждений». Интересные и точные наблюдения Ф . К ануновой обнаруживаю т сл ож ны й и многогранны й лирический образ автора «М е р твы х душ», основу внутреннего драматического конф ликта м еж д у «мер твыми и живыми». По своей отчетливой теоретической направленности к ц и кл у названны х ста тей примы кает и работа В. М . Яценко «Л ир изм в рассказах К . Паустовского». Вы ясняя особенности эпоса и лирики, автор характеризует повествовательную манеру писателя, «у которого лириче ское субъективное начало играет исклю чительную роль». В ходе анализа В. Я цен ко убедительно доказывает, ка к лиризм «всего повествовательного пото ка» является основой поэти че ских «сцеп лений», создающих своеобразную худо ж ественн ую с тр укту р у рассказов К . Па устовского. Иного «жанра», но аналогичного тео ретического плана и статья Н . А . А н- тр о пянского «А . В. Л у н а ч а р с ки й — ор ганизатор и теоретик советской литера туры » , осмысляющая ряд значительных историко-литературны х и теоретических вопросов, в том числе очень важ ны й и современный: о партийном руководстве литературой и искусством .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2