Сибирские огни, 1963, № 10

польского писателя. Земному обитателю, при вы кш ем у к неж ны м оттенкам земных восходов, к переливам багрянца закатов, к серебристым цветам лунны х ночей, к легком у скол ьж е н ию белых облаков на фоне бездонно-голубого неба, писатель бесцеремонно ш вы ряет грубую и р еж у ­ щ ую зрение кр а с о ту Соляриса. П одерну­ тые фиолетовой дым кой, лениво перека­ тывающиеся волны океана, тучи , охва­ ченные по краям ослепительным п у р п у ­ ром, далекое и плоское буро-оранжевое небо, черный океан под красным солн­ цем, сплавленный с небом ры ж им баг­ рянцем. Бесформенная, огромная, без­ глазая, не имеющая границ темнота. Пламя ги га н тс ко го пожара, охватившее все небо. Под оранжевым небом засты ­ вающего солнца чернильный океан с кровавыми отблесками. Причудливые формы плазмы океана, этой студенисто­ пенистой консистенции, застывающей в гигантские, легколомающиеся фестоны, в кр уж е в а с огром ными ячейками... Т у т все происходит с потрясающим разма­ хом. И в этом мире огромных ка та кл и з­ мов, кр и ч ащ и х кр а с о к, невиданных очер­ таний м елькаю т крошечные ф и гу р ки ни­ чтожны х людей, охваченны х паническим страхом, парализованны х ощ ущ ением своего бессилия, ф и гу р ки людей, сошед­ ш их к а к будто тол ь ко что со страниц ультрамодернистского «психологическо­ го» романа. Не верится, что эти ущерб­ ные люди м огл и создать удивительно умные и красиво-мощ ные машины и ме­ ханизмы , могли пр о н и кн уть во вселен­ ную. И им ли управлять вселенной? О чем они д ум аю т, говорят? Ч то они знаю т о себе, об окруж ающ ем и х мире? Только одно — что они подлые трусы , себялюбцы, неврастеники, копающ иеся с отвратительным наслаждением в своих искром санны х чувствах и искалеченны х представлениях. Т ри человека на ост­ ровке и скусственного спутника, и ка ка я их разделяет пропасть лж и, неверия, страха, ненависти! «Мы отправились в косм ос,— говор ит С наут,— при го тов­ ленные ко всему, то есть к одиночеству, борьбе, страданиям и смерти. И з скром ­ ности мы не говорим этого вслух, но ду­ маем про себя, что мы замечательны. Это — лож ь, на самом деле наша готов­ ность оказы вается недостаточной. М ы вовсе не хотим завоевать космос, хотим только расш ири ть сферы Земли. Одни планеты пусты нны , ка к Сахара, д р у ­ гие — п о кры ты льдом, к а к полюс, или ж а р ки , к а к бразильские дж ун гл и . М ы гуманны , благородны , мы не хотим ни­ кого покорять, хотим только передать другим наши ценности и взамен принять их наследство. М ы считаем себя рыца­ рями святого Контакта. Это вторая лож ь. Не ищем ни ко го , кроме людей. Не н уж н о нам д р у ги х миров. Нам н уж н о зеркало. М ы не знаем, что делать с ины ­ ми мирами. Достаточно одного нашего. И он-то нас угнетает. Мы хотим найти собственный, идеализированный образ, это должны быть м иры с цивилизацией, более совершенной, чем наша. В д р уги х надеемся найти изображение нашего примитивного прошлого. В то же время есть что-то, чего мы не принимаем, от чего защищаемся. А ведь мы принесли с Земли не только дистиллат добродете­ ли, героический монумент Человека! Прилетели сюда такие, какие есть в дей­ ствительности, и когд а другая сторона показывает нам эту действительность — ту ее часть, ко то р ую замалчиваем,— не можем с этим примириться».- Конечно, целиком приписывать слова Снаута самому автору не следует. Но ед­ ва ли мы ошибемся, что в этих словах скры та значительная часть концепции самого Ст. Лема. Во всяком случае ав­ тор не осуждает эгоизм своих героев. С таким пониманием примириться труд ­ но. Даж е невозможно. Мы верим, что проникающ ие в космос люди следуют иным побуждениям , более благородным. И если увидят в и ны х мирах отражение своей собственной неполноценности, сде­ лают иные выводы, чем герои «Соляри­ са». Мы не верим в то, что мы придем в будущие века с тем грузом себялюбия, неверия, страха, которым отягощен к а ж ­ дый шаг Кельвина, Снаута, Сарториуса. Поэтому мы не м ожем принять повесть Станислава Лема, поэтому она вызыва­ ет в нас чувство недоумения. М ожет быть, редакция ж урнала «Звезда» руководствовалась самыми лучшими побуждениям и, когда решила ознакомить советского читателя с фанта­ стической повестью «Солярис». Нечего греха таить, в советской научной фанта­ стике много еще плоского, шаблонного, наивного. Ст. Лем показал какие-то иные пути, более сложные, интересные, проя­ вил много изобретательности и выдум­ ки . Но ведь этого мало. Питая самые дружеские чувства к писателю и к лите­ ратуре, которую он представляет, мы не можем отдать ему наш у веру в челове­ ка, в его благородство, в беспредельное совершенствование на п ути к будущему. В . О д и н о к о й « У Ч Е Н Ы Е З А П И С К И » И « П Е Р И Ф Е Р И Й Н А Я » Н А У К А Д о недавнего времени издание уче­ ны х записок многочисленными «периферийными» университетами и пе­ дагогическими институтам и считалось

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2