Сибирские огни, 1963, № 10
чаМи, заметить про себя: «Самый обык новенный роман кошмаров и ужасов, к а к и х сейчас немало вы п ускаю т американ ски е издательства». Но, конечно, все это не т а к просто. И «Солярис» Ст. Лема, писателя друже ственной нам народной Польши, не мо ж ет' быть просто причислен к разряду та ки х изделий. Обратимся к авторском у предисловию, адресованному читателям «Звезды». За воевание космоса, пишет здесь Ст. Лем, связано не только с большими техниче с ким и сложностями, но и с трудностями психологического характера. Это — встреча с Неизвестным, Которая должна породить целый ряд проблем — позна вательного характера, философского, психологического и морального. В пове сти «Солярис» Лем и пы тался создать «модель встречи Человечества на его дороге к звездам с явлением неизвест ным и непонятным». «Я хотел сказать этой повестью ,— пишет о н ,— что в космосе нас наверняка подстерегают неожиданности, что невозможно все предвидеть и запланировать заранее, что этот «звездный пирог» нельзя попробо вать иначе, чем откусив от него. И со вершенно неизвестно, что из всего этого получится». Предположим, что в самой идее этой много заманчивого. Действительно, ду мая о космосе, о предстоящ их встречах с обитателями далеких планет, мы мыс лим все же чисто земными понятиями и, в лучшем случае, согласны на чисто арифметические операции — если зем ной человек имеет две н о ги и два глаза, то почему бы обитателю д руго й планеты не иметь, ну, скажем , восемь или два дцать ног, да один только глаз, к тому ж е расположенный на затылке. На боль шее ведь фантазия некоторы х романи стов не простирается. А Ст. Лем пыта ется спорить с подобными наивными представлениями. И делает он это не без изящ ества и остроумия. Он приводит множество научны х данны х (герой кн и ги вместе с читателем читает моногра фию Хью га и Эгла «И стория Соляри- са»), которые должны объяснить оше ломляющие в своей невероятности ситу ации. Мы узнаем, что планета Солярис вращается во кр уг двух солнц — красно го и голубого. На Земле долго считали, что на подобных планетах зарождение ж и з н и невозможно. Орбиты планет двой ны х звезд непрерывно изменяю тся из-за непостоянств сил при тяж ени я , вызван ного взаимным обращением двух солнц. Возникающ ие изменения гравитационно го поля сокращают или растягиваю т ор б и ту планеты, и зародыши ж изни , если они возникнут, будут уни чтож ены испе пеляющим жаром или космическим хо лодом. Но оказалось, что орбита Соля- риса не подвергается ожидаемым измене ниям , к а к будто она была постоянной, к а к орбиты планет солнечной системы. Чем это объяснить? Лю ди Земли заин тересовались этим странным явлением, взялись за научное изучение Соляриса, создали для наблюдений искусственны й с п у тн и к. А не является ли р е гул и р ую щим , мыслящим веществом, субстанци ей сам океан, покрывающ ий значитель ную часть планеты? М ож ет быть, это к а кая-то органическая масса? Вы соко, ор ганизованная, мыслящая масса, которая сумела под влиянием внеш них условий, то есть у гр ож ающ и х его существованию изменений орбиты, м ин уя все земные ступени развития, м инуя образование одно- и многоклеточны х организмов, эволю цию растений и ж ив отны х, пере п ры гн у т ь сразу в стадию «гомеостатиче ского» океана. Иначе говоря, океан не приспосабливается, к а к земные организ- -■мы, в течение сотен миллионов лет к ус ловиям среды, чтобы только через та кое длительное время дать начало ра зум ным существам, но стал хозяином среды сразу же. Океан, о кр уж аю щ и й планету Солярис,— «гениальный» оке ан? Солярис повсеместно был признан планетой, которая наделена ж и зн ью , но имеет только одного ж и тел я — океан. А огромная негритянка, д етский то пот и смех в комнате Сарториуса, умер шая десять лет тому назад Хари? Все эти странные «гости»? А в то р пытается в своих осторожных гипотезах объяс нить и эти странные явления. «Гостей» посылает океан. Хотя по внешнему виду «гости» ничем не отличаю тся от людей, но и х внутренняя с тр укту р а иная: тела их построены не из атомов, а из каки х- то д р у ги х частиц: это — нейтринны е си стемы, стабилизированные ка ким -то осо бым силовым полем. М о з г человека хра ни т в своих участках особо скры ты е, но и особенно живые комплексы воспомина ний, порой воспоминаний о постыдных, а то и преступны х п о с ту п ка х и мыс лях. И з приняты х мозгом излучений океан моделирует разумно ж ивы е су щества, материализует воспоминания. Лю ди пришли в космос с грузом эгоизма, враждебности к им подоб ным и сейчас расплачиваю тся за свои грехи. Свою вражду к себе они перено сят на океан, который показы вает в на глядной и осязаемой форме им самих се бя, они его ненавидят, они го р я т желани ем отомстить. Гибарян направляет на океан потоки ж е стки х ка р ающ и х лучей. Но виноват ли океан? Он ведь не жела ет людям зла, он только удовлетворяет свое ги ган тское любопытство. Он добро душен, бесстрастно добр. Но этого доб родуш ия лишены люди. Они мечутся, копаю тся в своих воспоминаниях, нена видят, мстят, презирают д р у г д р уга, пре даю тся отвращению, безотчетной злобе. И тут, пожалуй, и скры та «ахиллесо ва пята» концепции Лема. Здесь и источник того чувства тяж е сти, неудовлетворенности, которое чита тель испытывает при чтении повести
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2