Сибирские огни, 1963, № 10

И еще одна важ ная тема сближает произведения М . Ш олохова и В. Л аци ­ са — тема гр аж д а н ско й ответственности современника перед обществом и эпохой. Соколов и З унд а г — не пассивные на­ блюдатели, а борцы , активные защ итни­ ки ж и зни , добра и справедливости. Смысл человеческой деятельности, по мнению писателей,—- в жизнеутвержде- нии. А не эта ли гуманистическая мысль стала философией нашего века!.. Не менее драматична и судьба А л е к ­ сандра Ирбе, т а кж е пережившего суро­ вое ненастье. С куп о , на одной странице дана его преды стория ■— типичная био­ графия солдата революции, прошедшего дорогами гр аж д а н с ко й войны, заклады ­ вавшего основы нового мира. Годы ку л ь ­ та личности и сковеркали ж и зн ь Ирбе, разрушили его семью , но не убили «ве­ ру в партию , в советский народ и победу справедливости...». В. Л аци с ведет своего героя по пути нравственного возрождения, приобщения к активной общественной и хозяйствен­ ной деятельности. К а к и Роберт З унд а г, Александр И р ­ бе возвращается в родные края , осо­ знает, что он н уж е н партии и народу, возглавляет один из отстающих колхо­ зов и через два года добивается значи­ тельных успехов. П оказывая разные судьбы Ирбе и Зун- дага, писатель подчеркивает, что всегда и везде эти лю ди оставались комм уни ­ стами. П ережитые трудности и лишения не ослабили их воли, не сделали инерт­ ными, равнодушными к о круж ающ е й действительности. Роберту З у н д а гу и Але ксанд ру Ирбе противопоставлен в романе Янис С кудра, начальник районной строительной ко н то ­ ры в Эглайне. У з о к , беден духовный ми­ рок этого человека. А его мечта не идет дальше собственного дома, спокойной обывательской ж и зн и . В районе срывается план строитель­ ства, из-За отсутствия стройматериалов затягивается завершение работ в новом универмаге. Зато на берегу реки быстро растет « ко р п ус полутораэтажной ново­ стройки», где под неустанным присм от­ ром самого Я ниса С кудры трудятся по вечерам рабочие стройконторы . И хотя Янис и его жена А стра утеша­ ют себя мыслью , что строятся «на соб­ ственные, честно заработанные деньги», на душе у на чальни ка конторы неспо­ койно... Слабохарактерный, безвольный, по­ павший под влияние властной А стры , С кудра не м ожет противиться ее прихо­ тям и капризам . Чтобы удовлетворить ее запросы, он обращается к усл угам Пус- рунциса, ловкого, предприимчивого мо­ шенника. , Лацис убедительно показывает, к а к собственническая психология ломает подчас ж и зн ь неплохих людей, разделя­ ет родителей и детей, наносит им глубо­ кие душевные травмы. На отношении к П усрунци су к а к бы проверяются нравственные принципы персонажей, и х моральная устойчивость и духовные интересы. «Мы оцениваем е го ,— говорит А стре Г у н а р ,— с разны х точек зрения: я с у ­ ж у о нем, исходя и з общественных инте­ ресов, а ты только и з личных — ка кую ' пользу приносит он тебе и отчиму и на.- сколько он вам обоим выгоден». Однако образ Пусрунциса, на н аш взгляд, не совсем удался Лацису. Ф и гу ­ ра подобного «стильного» недоучки, жадного до заграни чны х безделушек, уж е примелькалась в целом ряде ки н о ­ фильмов, к н и г и сатирических ж у р н а ­ лов. Не внес ничего нового писатель и в обрисовку его портрета, не новы и прие­ мы, с помощью которы х Пусрунцис шантажирует людей, осуществляет свои темные делиш ки. К ари катурность, примитивность отри­ цательного типа очевидна, а ведь ему в кни ге отводится важ ная идейно-компози­ ционная роль. Читатель заранее знает, на что способен этот человек, к а к пове­ дет он себя в том или ином конкретном случае. Видимо, поэтому чувствуется облег- ченность конф ликта. А таМ, где нет под­ линной борьбы, столкновения сильных характеров, нет драматизма в развитии действия, ослабевает сюжетная острота, снижается художественная ценность произведения. Хочется подчеркнуть полемический характер нового романа В. Лациса. В произведениях последних лет не раз п и ­ салось о современном молодом челове­ ке, вступающем в .жизнь. К сожале­ нию, нередко такой герой изображался изолированным от народной ж изни, не­ ким отщепенцем, презирающим роман­ ти ку трудовы х будней, противопоставля­ ющим себя старшему поколению совет­ ски х людей. Молодые персонажи Лациса — Гунар и Лайма Ирбе — тоже вступают в жизнь, тоже поставлены перед необходи­ мостью самостоятельно решать вопросы дружбы и любви, долга перед обществом и государством. Но они не ищ ут л е гки х путей, .не па­ сую т перед трудностями, выступают по­ борниками передовой коммунистической морали. Революционные традиции отцов для них — святая святы х. В их лице мы, видим тот тип нашего современника, для которого политическая и общественная! активность стала нормой поведения, ко ­ торый борется за лучшее в себе самом и в окруж ающ и х его людях. Утверждение общественно - активного героя, создание атмосферы нравственно­ го здоровья, духовного обновления на­ шего общества — главное достоинство кн и ги В. Лациса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2