Сибирские огни, 1963, № 10
«Ч ум был явно беден. Валялся сверток постели, лежали две-три оленьи ш ку ры , чугунны й котел, ж естяной чайник, железны е чаш ки. Я сказал: — Не много ж е ты , старина, нажил за свою ж изнь. — Однако, верно, назил мало, — согласился Ш л я п ки н , заменяя в речи ши пящ ие звуки свистящими. Ш и п ящ и е почему-то трудно ненцам произносить. К и внув на внуков, он добавил: — Они назывут больсе. Они у з сейчас беда к а к бо гаты . Подрастут — уч и ть ся посагают, скола есть. Оленей пасти охота — олесек много, рыбачить пойдет — капрон сети бери. По реке плыть — мотор л одка са дись. Охоту пошел — рузье есть. Захочут го в о р ку слусать — радио есть. За болел мало-мало — больницу сагай. Заболел много — самолет в город утассит. Беда богаты ребята. Есе зывой не был — самолет имел — Д у д и н ку полетел родиться. Погладив внучат по черным головенкам, с та р и к философски заклю чил: — Ничего, однако, зы ть будут». Сочный, колоритны й образ воссоздан в одном монологе! Т а к и встает пе ред глазами этот старый ненец, не наживш ий добра, но уж е вполне приобщ ив ш ийся и к радио, и к моторам, и к капрону. Л . Н. Сейфуллина отмечала сюжетность К ож е вн и ко вски х очерков. Прочи- чайте очерк «На Томи зимой». Это было в первую послевоенную зим у. Страна восстанавливала разрушенное. И вот — весть, что в Кузбассе не хватает кре пеж ного леса, кривая добычи поползла вниз. А ведь на Кузбасс вся надежда, потому что Донбасс только начал залечивать раны. В Томск пришла телеграм ма: срочно заготовить и вывезти пятьдесят тысяч кубометров леса. Л ес был, и была железная дорога, но между ними непреодолимой, казалось, преградой вста ла река. Лед на Томи в ту зиму был тонкий, он не выдержал бы гр у зо вы х ма ш и н, перевозка на лошадях заняла бы всю зим у, строить переправу оказалось нерентабельным. Писатель, увлекш и читателей такой слож ной задачей, повел их на стреми тельный и захватывающий поиск единственно правильного решения. Мы к а к бы становимся участниками споров, раздумий, экспериментов. И вот решение най дено: прорубить во льду канал от берега к берегу поперек Томи. Этот смелый проект венчает поиски, но, одновременно, он становится кульминацией очерка. Начинается героическое исполнение проекта. Читатель с увлечением следит за развитием событий, интерес его не ослабевает до последней страницы , до тех пор, пока 50 тысяч кубометров леса не отправляю тся в Кузбасс. Такое построение очерка, когда читательский интерес креп ко держ ится ка к бы соучастием в сложном процессе самих поисков решения, в исследовании яв ления, весьма типичен для Кожевникова. Т а к ж е построен, например, известны й очерк «Белая тайга». М. Горький говорил: «О черк стоит где-то м еж д у рассказом и исследовани ем». Исследовательский элемент присутствует во всем творчестве С. Е. К ож е в никова, но особенно он силен в таки х произведениях, ка к «Город на Оби», «Вот посмотрел бы Ленин», «Белая тайга», в очерке о Павле К у ч и я ке и в повести «М ы собирали янтарные зерна». Здесь талант писателя смыкается с талантом историка и литературоведа. В очерке «Вот посмотрел бы Л ени н» 'писатель не только отыскал малоизвестные детали из жизни Ильича в сибирской ссылке, но изобразил их художественно яр ко , так что образ Ленина предстает перед нами в ж и вы х человеческих чертах. Однажды в К раснояр ске Ильичу рассказали историю М ошарихи, вдовы зо лотопромышленника. После смерти мужа она запила запойно, сбросила свои па риж ски е наряды, надела нищенское рубище и стала ж ить в шалаше, собирая ми лостыню. Ее спросили, почему она бросила свое богатство. Мошариха ответила: — А потому, молодчик, что деньги те душегубные... К р о вуш ка на н и х рабо чая, липучая... «Владимир Ильич слуш ал рассказ А н у ч и н а , по диагонали ш агая по комнате,, потом остановился и сказал взволнованно:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2