Сибирские огни, 1963, № 10

А . Н и к у л Ь к о в В Р А З М А Х ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ Р У К ( К ш е ст и д ес я т и л ет и ю со д н я р о ж д е н и я С . Е . К о ж е в н и к о в а ) 1 Савва К о ж е в н и ко в не любил рассказывать о себе. Я знал его много лет, был близок с ним и не помню ни одного случая, когд а он стал бы обстоятельно вспо­ минать собственную жизнь. Иногда, если придется к слову, он ко р о тко выдернет из памяти какой-либо эпизод, чаще всего комический, а у ж если предастся вос­ поминаниям всерьез, то непременно о д р у ги х : о земляках — алтайских крестья­ нах, о летчиках военной поры, о лесосплавщиках и учены х, о др узья х - писате­ лях и речн иках. С кол ько людей он знавал, о скол ьких написал! Был очевидцем м ногих событий. ч Тем не менее, в его произведениях мы почти ничего не можем прочесть о нем самом: к а к в ж и зн и , так и в литературе он не любил рассказы вать о себе. И все же его творчество исподволь раскрывает перед нами и биографию , и ду­ шевный настрой, и идейную убежденность яркого писателя и человека — Саввы Елизаровича К ож евникова. О черк «В деревне, не помеченной на карте» начинается с описания пурги, которая захватила самолет над гл у х о й тайгой. Дело было до войны . Летели двое — летчик и автор. Слабенький самолет бросало снежным ураганом , а внизу тор­ чали сплошные острия тысяч сосен. Попытались подняться вверх на два кило­ метра, но там самолет вообще ч у ть не перевернуло, тогда летчик все-таки вир­ туозно посадил м аш ину в каком -то прогале между деревьями. И вот в снежной мути обнаруживается, что винт самолета почти уперся в стену избы. А вто р о себе лишь сообщает мельком , что он «был ошеломлен неожидан­ ным исходом», да еще восклицает удивленно: — А х ты , черт, деревня! К а ка я ж е это? Л е тч и к роется в полевой сумке и сознается: — Сам не пойм у — не помечена она у меня на карте. И начинается, великолепный рассказ, исполненный и юмора, и лиричности, и пытливой наблюдательности, о новом поселке в тайге, которы й еще не успели нанести на ка р ты , но в котором уж е к и п и т ж и знь и по утрам будит людей мощ­ ный гу д о к лесозавода. Описание полета и рискованного приземления н уж н о автору не само по се­ бе, оно необходимо художественно и идейно — чтобы п од черкнуть контраст меж­ ду поверхностным впечатлением о дикой гл уш и и фактическим отсутствием этой глуш и. Но читатель-то, кроме замысла автора, чувствует и незаурядное мужест­ во писателя, и его ж а ж д у изучать неизведанное, и «охоту пущ е неволи», кото­ рая повела его в полет в самое холодное и неспокойное время года. Савва К ож е в н и ко в был очень общительным человеком, мы всегда восхища­ лись его способностью легко и свободно, и даже как-то и зящ но, завязывать зна

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2