Сибирские огни, 1963, № 10
Горьковская традиция изображения А м е р и ки нашла, к а к известно, продол ж ение в заграничны х сти хах и очерках Вл. М аяковского, в сборнике стихов « Д р у зь я и враги» К . Симонова, в сти ха х Андрея М алыш ко и м но ги х других произведениях советских писателей. Од на ко за последние годы обнаружилась и другая, совсем не го р ь ко в ска я тенден ция в изображении б урж у а зн о го мира. Она нашла наиболее резкое выражение в известны х очерках В. Некрасова, выз вавш их отрицательные о т кл и ки совет ской печати. У нее нашлись и принци пиальные защитники. К р и т и к А . Мар ченко в статье «Ч то» и « К а к » в поэ з и и » 1 походя отвергает к а к .несовремен н ую традицию ам е р иканских стихов В . М аяковского и «Д рузей и врагов» К . Симонова, в которы х яко бы слиш ком обнаженно выступили кричащ ие проти воречия «белого и черного». С точки зрения А . Марченко роль подлинного Кол ум ба советской поэзии в откры тии современной Ам ери ки оказалась по пле ч у только А . Вознесенскому в его «Л и р и че ски х отступлениях» и з поэмы «Тре угольная груша». На самом деле мно гие стихи Вознесенского об Ам ери ке мо гу т сл уж и ть образцом несерьезного, кри- кливо-легкомы сленного отношения к по ли ти чески острой и ответственной теме. Открывайся, Америка! Эврика! Короную Емельку, открываю, сопя В Америке — Америку, В себе — себя. С кол ько здесь произвольны х, необяза тельны х, неуместных слов, «мутного щегольства словами», которое так воз мущ ало Горького. Идейность Горького означала, между прочим , отрицание са- моцельной игры словом, превращения слова в некую зв уко в ую форму, подчи няю щ ую себе содержание и мысль. Ред ки й прозаик так ч у тко относился к зву^ к у , к а к Горький, редко к то та к чувство вал м у зы ку «милых, р у с с ки х, обаятель ны х слов, от которы х пьянеет душа». Г о р ь ко го не случайно называли «музы кантом прозы». Но Г о р ь ки й , готовый ополчиться на каж дого литератора, у ко торого он обнаруживал невнимание к му зы кальной стихии язы ка, беспощадно ка зн ил писателей, пы тавш ихся превра ти ть з в у к слова в главное лицо литера туры . Он выступал против «мистики в фонетике» символистов и против «само- витого слова» футуристов. Известно, ка к относился Горький « к змеиной гибко сти язы ка» Андрея Белого и его «на зойливому стремлению к механическому рифмачеству», в котором нередко про- 1 «Вопросы литературы», 1962, № 12. 156 являлась «глухота к м узы ке я зы ка » . С явно сатирической окраской дан в «Ж и з ни Клим а Самгина» образ поэта-ф утури ста, изрекающего фразы, целиком по строенные на внешних звуко вы х ассоци ациях: «Нечего — меч его. Поэту в мире делать нечего... М еч его. Меч. мяч. М ячом мечем. Мечом —■ сечем...» С тихи некоторы х современных поэтов, к а к ни странно, весьма напоминаю т эту пароди йную абракадабру и написаны по той ж е системе. К а к часто в американ с ки х с ти ха х у Вознесенского поэтиче ские ассоциации возникаю т не на основе связи м еж д у предметами и явлениями, а на связи между словами, звуковом сходстве слов, того, что Г о р ь ки й назы вал подменой живописи словописью. В Америке, пропахшей мраком, камелией и аммиаком, В отелях лунных, как олени, по алюминиевым аллеям... Здесь запахи и краски определены не обонянием и зрением, а навязчивыми звуковы м и соответствиями. В ся суть в том, что в словах «мрак», «камелия», «аммиак» содержатся зв у ки , входящие в слово «Америка». З в у к беспощадно командует над всем. Под его властью отели становятся «лунными, к а к олени», а «в автомобильной Калиф орнии» «солн це пахнет канифолью». * * * Реализм Горького требовал гл убокого и зучения, познания ж и зн и . Горький представлял собой тип писателя, счи тавшего обязательным доскональное ос воение материала изображаемой ж изни. Его ю нош еские путешествия по Руси имели своей целью познание страны и ее народа. Это была большая «творче ская командировка», ко то р ую сам себе дал буд ущ ий писатель и которая прино сила свои плоды в течение всей его лите ратурной ж изни . При всей гениальности Г о р ь ко го , создание та ки х шедевров, как «М ой с п у тн и к» , «Рождение человека», «Ледоход» и др., было бы невозможно, если в свое время писатель не ходил бы та к м ного по стране и не накапливал ж и зн е н ны й материал. Г о р ь ки й посылал и зучать ж и зн ь и други х писателей. «А лексей Максимович отправил меня в лю д и » ,— пишет в автобиографии И . Бабель. Для м ногих писателей были настоящ ей школой ж и зн и командировки на стр о й ки , заводы, в которые посылал и х Г о р ь ки й в конце 20-х и начале 30-х годов, когд а он взял на себя руковод ство несколькими журналам и, а затем и возглавил писательскую организацию страны . Горький удивлялся Леониду Андрееву, который «плохо знает дей ствительность и мало интересуется ею» и видел в этом проявление непроститель но небрежного отношения к таланту.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2