Сибирские огни, 1963, № 10
новеллы о детях — сиротах ми нувшей войны. Э тим маленьким людям присущ а мечтательность го р ько вски х романтических героев, их ж ажд а сча стья и правды, их нравственное и зя щество. Писатель умеет увидеть пре красное и яркое в повседневном и обы денном и повернуть его крупным пла ном к читателю . Рассказы П риставкина — большей частью о военном времени. Но го р ь ко в ская романтика достигается в них не батальными сюж етам и , не изображени ем прямой ге р о и ки войны. В глубоком тылу, в ж и зн и полуголодных ребяти ш ек детского дома писатель открывает светлую р ом а н ти ку чувств, духовную ге р о и ку скром н ого самопожертвования, когда заветный бинокль продается, что бы накормить больного друга («Б и нокль»), когд а паренек готов поделить ся отцовским фронтовым письмом с то варищем — кр у гл ы м сиротой, лишен ным и этой радости. Мы невольно вспо минаем го р ь ко в с ки е «Страсти-морда- сти», читая лаконичны е истории о тро гательных проявлениях детской добро ты и мечтательности, о том, к а к маль ч и к сумел своим наивным рисунком возродить к ж и з н и умирающего друга и сделать то, чего не могли добиться врачи («Р и сун о к» ), новеллу о другом мальчике, ко то р ом у «н уж е н был отец», и он готов отдать все за кн и ж н ую фотографию «человека в меховой шап ке, полуш уб ке и с автоматом», в кото ром детское воображение увидело ушед шего на войну отца («Портрет отца»). У молодого Г о р ь ко го есть рассказ «Болесь» — о нелепой уличной ж е н щине Терезе, создавшей в своем вообра жении образ идеального жениха Болеся и затеявшей неж н е йш ую переписку с этим миф ическим возлюбленным. Тере за — «человек, у которого нет на зем ле никого, кто бы м ог отнестись к нему любовно, сердечно, и этот человек вы думывает себе д р у га » , ибо «чем больше человек вкусил го р ь ко го , тем свирепее жаждет он . сладкого ». Впоследствии Го р ьки й осложнил эту тему, и в пьесе «На дне» образ Н асти с ее выдуман ными возлюбленными вы глядит много ироничней. П исатель уж е полемизирует с теорией «сна золотого», неспособного спасти человека от ж естокой правды ж изни . Но ни ко гд а Го р ьки й не отказы вался от мысли о полезности доброго слова, способного помочь человеку со брать свои силы для труда и творчест ва. «Мы любовно ухаживаем за цве тами, — писал он в 1919 году, — мы пламенно любим множество д р у ги х прекрасны х бесполезностей, та ки х же, к а к цветы, а вот за душой человека, за сердцем его, — не умеем так ласко во ухаживать, к а к следовало бы... Х ул а на человека н уж н а , но похвала ему того более необходима и, вероятно, по лезнее хулы » . В о т этот очень го р ь ко в с ки й мотив действенного гуманизма и звучит в новеллах Приставкина. В рас сказе «М еж ду строк» детдомовские ре бята из-за отсутствия тетрадок учатся писать между стр ок на страницах ста ры х кни г, в которы х рассказывается о счастливой ж и зн и детей мирного вре мени. Детям войны ка ж у т с я сказочны ми книж ны е строки: «Наши родители трудятся на заводах и на колхозных по лях. Мы ходим учиться в школы . Мы читаем по красивым кн и ж ка м и пишем на гладких тетрадях о нашем счастье». С первых сознательных дней они знали своих отцов только к а к солдат, не зна ли счастья м атеринской ласки. И все же, не сговариваясь, мальчиш ки написа ли на фронт своим отцам «святую не правду» о замечательной ж изни , «о ш ко ле, в которой мы учим ся по красивым к н и ж кам и пишем на гладких тетра дях». Приставкин настойчиво варьирует этот дорогой ему го р ь ко в с ки й мотив в рассказе «Б у кв а « К » — о мальчике- сироте Славе Гал ки не , упорно пропус кавшем в своей фамилии букву « к» , чтобы чувствовать себя сыном любимой учительницы Галиной, в новелле о ма лыш ке («М алыш ок»), потерявшем даже м огил у своих родных и нашедшем вы ход потребности в родне на могиле ста рого комм униста У хтом ско го . А . П риставкин у близка горько в ская тема труда-творчества, он умеет окрашивать ром антикой труд рядового рабочего («Рабочая порция»), ему при суще горьковское удивление перед тр у довой талантливостью человека («Вы сота»), М ы не знаем, к а к развернется твор чество молодого писателя, но очевидно, что «горьковская ш кол а» не делает его эпигоном, а помогает увидеть и по-ново м у отразить м ногообразную и сложную красоту мира. Признавая относительно случайный характер ответов анкеты «Вопросов ли тературы», не отраж ающ их истинного места Горько го в современной литерату ре, мы не можем, однако, совсем и г норировать то обстоятельство, что три дцать писателей не сочли нуж ным упо м ян уть Горько го среди своих учителей, не увидели в нем своей традиции, хотя это обстоятельство зв у ч и т укором, разу меется, не Горьком у, а самим авторам ответов. Невольно вспоминаю тся слова Г орько го о части литературной молоде ж и 20-х годов, «невежество которой та к ж е велико, к а к и ее талантливость». Горьки й не только с гл убоким уважени ем относился к своим «литпредшествен- никам», но умел уч и ть ся и у своих сов ременников. В отличие от некоторых молодых литераторов, видящих в учебе у классиков опасность «кровосмеше ния», Горьки й, б удучи уж е многие де сятилетия всемирно прославленным пи сателем, не стеснялся говорить о своей готовности уч и ть ся у д р у ги х современ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2