Сибирские огни, 1963, № 10

Горьком у, также органически связывав­ ш ем у любовь к человеку и любовь к де­ лу. М ы имеем в виду, конечно, не ста­ р и ка Илью Артамонова, которы й «с ра­ бочими держался просто, пировал у них на свадьбах, крестил детей», хотя и у ф абриканта Артамонова — хозяина в первом поколении — это имеет не толь­ ко «деловой» смысл, а связано с субъ­ ективным пониманием своей миссии по «укр аш ен ию хозяйства земли». Самые л учш и е горьковские люди — револю­ ционеры любят и ненавидят не вообще, а в зависимости от того, кем яв­ ляется человек, в ка ком отношении он находится к делу, которое для ни х, к а к и для Балуева, не служба, не только «производство», а самое личное в их ж и зн и ! Ведь глав­ ное в творчестве Г о р ь ко го это утверж ­ дения бытия, к а к деяния. К о гд а Горь­ к и й пишет: «Уважайте д р у г друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта м удрая сила строителя»1, он заслужи­ вает того же упрека, что и Балуев. Н о, ей ж е ей — не у п р е ка достойно утверждение единства любви и труда, человека и строителя. Г орько вский гуманизм питает собой поэзию наших дней. Он та к богат и мно­ гообразен, что кажды й берет из него то, что особенно близко, созвучно. Вл. Л у- го в с ком у дорога го р ько вска я идея ро­ мантизации реального человека, горь­ ковское стремление видеть человека сказочно прекрасным, большим, жела­ ние дать его крупно, « к а к ваятели Гре­ ции изображали телагероев и богов». Он развивает го р ь ко в с кую мысль: Как мало себя мы знаем В нашей новой стране. Кто знает Любовь и друж бу В новой их глубине? Живем мы в сказочном мире. Но сказок мало у нас. А добрые, мудрые сказки От нас Не отводят глаз. («Сердце»). М отивы горьковского гум ан изм а слы­ шатся на каждом ш а гу в кн и ге В. Со­ лоухина «Имеющий в р у ка х цветы». Одно стихотворение названо «М аксим Г о р ь ки й » , это поэтические вариации из­ вестного рассказа Г о р ь ко го «Рождение человека» — о том, к а к в знойных го­ рах Черноморья родила орловская баба, а роль повивальной бабки вы­ полнял, проходивший близко, будущий писатель. Солоухину дорога действен­ ная горьковская влюбленность в чело­ века: 1 М. Горький. Собрание сочинений, т. 29, стр. 468. А в мире светло и просторно, И буйное пламя зари. Ори, человек непокорный, На землю пришедший, ори! Сглеялся, как сыну родному. По пояс в соленой воде, С безбрежной любовыо к живому, С великою верой в людей. И к а к бы подчеркивая, что го р ь ко в ­ ская любовь к Человеку органически вклю чает в себя любовь к отдельному человеку, Солоухин ставит эпиграфом к стихотворению призывный го р ь ко в­ с ки й афоризм: «Хочу, чтобы каж ды й из людей был Человеком». И разве не горьковским изумлением перед мощью человека, покоряющ его природу, дышат карти ны укрощ ения А н га ры и з поэмы «За далью — даль» А . Твардовского. Вспоминаю тся ка р ти ­ ны яростной работы гр у зч и ко в и з «Ф о­ мы Гордеева» и «М оих университетов», когд а читаеш ь строки главы «Н а А н ­ гаре»: То был порыв души артельной. Самозабвенный, нераздельный, — В нем все слилось — ни дать, ни взять! И удаль русская мирская, И с ней повадка заводская, И строя воинского стать. Это у ж е не те горько вские подне­ вольные тр уж е н и ки , находившие ка ­ кое-то самозабвенное упоение в мину­ тах свободного трудового азарта. Здесь «удаль р усская мирская» сочетается с заводской вы учкой и «воинской статью» советского человека. Но с ко л ь ко здесь пафоса коллективного трудового под­ вига человека, воспетого Г о р ь ким ! * * * А . П риставкин сказал сущ ую правду о значении для него Горько го. Этот молодой писатель недавно вы­ пустил свою четвертую к н и гу — «М а­ ленькие рассказы». Они оригинальны , эти миниатюры , сюжетные сти хи в прозе, за которыми видится неповтори­ мо индивидуальное лицо писателя — ч у тко го к ж изни , внимательного к тре­ петным движениям душ и современника, всюду ищ ущ его поэзию и умеющего увидеть ее там, где, казалось бы, найти ее невозможно. У П риставкина свой ж анр, свои герои, он ч уж д подража­ тельности. Но видно, что А . Пристав­ к и н кровн о связан с традициями совет­ ской литературы и, прежде всего, с традицией Горького. И невооруженным глазом в его рассказах можно заметить свет я р к и х лучей го р ь ко вско го солнца. Чем-то горько вским дышат коротенькие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2