Сибирские огни, 1963, № 10
но, через опыт писателей старшего и среднего поколения, «выросших» на Горьком . К огда в числе учителей на зываются А . Фадеев и М . Ш олохов, А . Д овж ен ко и П. Тычина, А . Н. Тол стой и К . Федин, то тем самым моло дые литераторы молчаливо признаю т свою связь с го р ько вско й традицией, питающей творчество этих больших ма стеров. * * * В наши дни с новой остротой вы сту пила проблема го р ь ко вско го гуманизма. На дискуссии, происходившей в мае 1962 года, были вы сказаны справедли вые соображения, что горьковское по нимание вои нствующ его гуманизма в условиях кул ь та личности часто толко валось однобоко. « ...У гуманизма, — заметил Б. Б я л и к ,— остались и борьба, и классовая ненависть, и другие очень важные и священные для нас вещи, кр о ме одной «детали» — кроме... гум анно сти самого гум а н и зм а » 1. Горько вский гум ан изм вклю чает в се бя не только страстное утверждение ве личия человека и его дела, но и утвер ждение человеческой доброты, товари щества людей. В повести «Лето» даже «кремневый» революционер Егор Досе- кин признается, что ему ж а л ко людей. На той ж е д и скусси и О. Берггольц, к а саясь гум а н истической задачи советской литературы , сказала: «У писателя есть горько вская задача написать об удиви тельном человеке». Это сказано очень точно. У Г о р ь ко го нет деления героев на просты х и сл ож ны х, маленьких и больших. В его творчестве поражает умение увидеть удивительное в челове ке. Но если в 90-е годы читателя удив ляли Челкаш и, Мальвы , затем К и р и л ки и Гвоздевы, то в дальнейшем удивитель ный человек Г о р ь ко го все более и более оказывается человеком социалистиче ской революции. В произведениях Горь кого читателя все более и более удив ляют люди типа машиниста Нила, рабо чего Левш ина, извечной труженицы Пе лагеи Власовой и ее сына Павла. Гово ря о гуманизме Горького, нельзя не заметить, что его человеческим идеалом стал русски й революционер-большевик, ленинец. Еще в 1909 году Горький пи сал: «...Д л я меня революция столь ж е законное и благостное явление ж изни , к а к судороги младенца во чреве мате ри, а русски й революционер... феномен, равного котором у по красоте духовной, по силе любви к м ир у — я не знаю». Таким феноменом изобразил Г о р ь ки й Ленина в знаменитом очерке. Вот поче му несправедливо рассматривать горь ковский гум анизм к а к выражение абст рактного человеколюбия. Г о р ь ки й це 1 «Вопросы литературы », 1962, № 11, стр. 11. нил не любое проявление человечности. Человечность Л у к и , при всей симпатич ности этого старца, к а к известно, под вергалась не только сомнению , но и осуждению . Ненавистна была Горьком у и «человечность» индивидуализма, к о г да все сводится к возне человека — Самгина — с самим собой. Горьком у была чужда сентиментальная жалостли вость к человеку. «Н е униж айте челове ка жалостью», — говорил его герой. Гуманизм Го р ько го выступает в не бывало пристальном интересе к челове ческой личности, в умении обнаружить «ж ем чуж ины человеческих качеств» там, где, казалось бы, они ни ка к не м о гут быть. Любовь Горького к Чело в е ку (с большой б уквы ) не только не исключала, а предполагала любовь к человеку ко нкретном у, отдельному. Он нередко цитировал слова Г. Гейне: «Че ловек — это вселенная, под каждым гробовым камнем погребена целая все мирная история». Наша кр и ти ка заметила влияние Горького на автора одной из наиболее значительных к н и г последних лет — повести В. К ож е вн и ко ва «Знакомьтесь, Балуев!». Справедливо отмечена «яв ная, возможно невольная зависимость тона всей повести от прозы М . Г орько го » 1. С тилистическая близость К ож е в никова Г о р ь ком у отраж ает более глубо к у ю идейную преемственность. В. К о жевников ищет среди людей своего вре мени положительного героя — больше вика и стремится, понять его характер, его душ у, к а к это делал в свое время ос новоположник социалистической лите ратуры. Некоторые кр и т и к и упрекали В. К о жевникова за то, что гуманизм его ге роя органически связан с делом, ко то рым он руководит. С. Антонов в статье «Материал и идея» признает ж и зн е н ность и правдивость Павла Гаврилови ча Балуева, но ему не симпатична де ловая окрашенность его гуманизма. С. Антонов цитирует: «Балуев бывал почти на всех семейных торжествах своих рабочих, это он считал для себя более обязательным и нуж ным , чем при сутствие на некоторы х ведомственных совещаниях». И комментирует: «Если бы Балуев от душ и пошел в гости к рабочему, выпил бы с ним ча р ку водки — я бы мог его полюбить. Совсем др у гое дело, когда человек идет в гости, так сказать с расчетом, по обязанности, для того, чтобы машина работала»2. Здесь делается попы тка искусственно отделить человека от дела и поставить под подозрение человечность поступ ков Балуева. Этот у п р е к можно было с полным основанием переадресовать 1 Н. Яновский. Художник и время. Новоси бирск, 1962, стр. 23. 2 «Литература и современность», сб. 2, М., 1961, стр. 171—1/2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2