Сибирские огни, 1963, № 10

ны , и п у ть и х л е ж и т через М и н у с и н ск. Л у б я ги н свел знаком ство с одним из ш о­ феров, вы просил у мастера в счет о тп ус ка три дня и поехал по трассе. А б а ка н — Тайш ет... На карте Восточной Сибири м еж д у кр уж о ч кам и , ко то ­ рыми обозначены эти два города, едва укладывается мизинец. Сейчас под ми­ зинцем •— тол ь ко темно-коричневое месиво горны х к р у ч , но пройдет время, и ляжет ту т извилистая красная ни точка, напоминающая след молнии, сверкнувшей в ночи. Но для того, чтобы на карте запечатлелся след молнии, равный мизинцу, надо пройти по земле шестьсот пятьдесят километров. В общем-то это не та к у ж сложно: ш аг, еще ш аг... Т о л ь ко шагая, надо про­ рубить в дрем учей сибирской тайге п р о се ку, вы корчевать пни —■миллионы пней, взорвать скалы , что попытаются преградить путь, соорудить насыпь, уложить шпалы и рельсы ... Н ачинаясь в Абакане, трасса пересекает М ин усин ские степи и затем всту­ пает в пределы Саянского хребта, его восточной части. И если наиболее благо­ приятны й по условиям строительства степной участок будущ ей дороги немногим более ста килом етров, то остальные пятьсот с лишним караб каю тся на те самые горные кр у ч и , что представляются на карте в виде темно-коричневого месива. С аянский хребет в этом месте — к а к могучее дерево, поваленное наземь и раскинувшее во все стороны м ногочисленные ветви. С троителям дороги надо перевалить не тол ь ко через самый ствол Саян, но и через м ногие из ветвей. А каж д а я и з н и х та к высоко, над землею, что в названии ее, к а к правило, уча­ ствует корень «бел»: Манское белогорье, К уту р ч и н с ко е белогорье, Койское бело- горье, Идарское белогорье, Канское белогорье. Велогорьями эти ответвления хребта именую тся потому, что даже В самые знойные летние дни не снимают с горды х голов сверкающ их под солнцем снего­ вых ш апо к — т а ки х белых, будто они пошиты из ш к у р о к горностая. Под горам и строителям предстоит пройти около десяти ты сяч метров. Обычно на ж елезнодорожны х стр о й ка х наступление ведется с двух концов* из двух опорны х пунктов. А т у т организован еще третий опорны й п у н кт — бу­ дущая станция Саянская, что на четырехсотом километре трассы . Отсюда строи­ тели тя н у т рельсы сразу в обе стороны — и навстречу абаканцам , и навстречу тайшетцам. Меньш е всего пока прош ли тайшетцы : чуть-чуть за семьдесят километров. Зато по обе стороны от Саянской готовы й путь протянулся у ж е на сто восемьде­ сят километров. Со стороны А б а ка на рельсы дотянулись до западного портала К ози н ско го тун н ел я — это двести тридцать километров. К о зи н с ки й туннель — тысяча четыреста метров, пройдено — восемьсот. К а к только он будет закончен, начнется уклад ка рельсов и по ту сторону хребта: земляное полотно там подготовлено на двадцати килом етрах — вплоть до Кроль- ского перевала. Совсем недавно здесь охотились на соболя,, там вон еще сохранилась тропа, пробитая д и ким и козами к водопою, а вон в том ущелье, из ко то р о го вырывается бурливая Д ж е б ь, и теперь еще водопад пытается загл уш ить своим басом шум стройки. Но рельсы , что ни день, врубаю тся все гл убж е в саянские дебри, и от­ ступает, п ятится таежная глухом ань и даже на скале, обочь того не унявшегося водопада, появился уж е ш утливы й при зы в, выведенный я р ко-красны м суриком : НЕ БУДИ ТЫ НАС НА ЗАРЕI 'С амы й боевой участок на трассе — «Коза». — « К о з у » не видел? Н у, считай, что ничего не видел. Т а к заявили Л у б я ги н у на станции К ош ур н и ко во п утей цы избригады А р ­ хипа Мохова, которы й недавно только был переведен в К ош у р н и ко в о изМ и н у ­ синска и потом у встретил Л у б я ги н а к а к земляка. «К оза» — название собирательное, под ним подразумевается вся Козинская петля, а это — и К о зи н ский туннель, и К о зи н ски й суходол с перекинувш имся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2