Сибирские огни, 1963, № 10

чится довольно длинный перечень. Конечно, эти знания приобретаются постелен но, практикой, опытом, что влечет за собой порядочные издерж ки. Д ум ается, что настало время обобщить опы т лучш их руководителей и на основе его во о р уж и ть «искусством управления» тех, ко го выдвигают на командные должности. К а ким бы подспорьем в работе было это для них! Работал я мастером. И каж ды й день с нетерпением ждал часа, когд а З и ньков совершает свой непременный утренний обход цехов. Н у , думаешь, сегодня у меня, каж е тся, все благополучно. А н нет! Своим зорким глазом начальник депо обнару­ ж и т то, чего ты сам не заметил, и обязательно обратит на это .внимание. И так. ка ж ды й день. И почти всегда он подскажет тебе что-то новое, ценное. По крупицам помогает собирать н у ж ны й «капитал». И вот мне присвоили звание Героя Социалистического Труда. Вы думаете, это только моя заслуга? Н ет, здесь очень большая заслуга моего воспитателя и коллектива, которым он руководит. Теперь он с меня спрашивал вдвойне, не давая н и ка ки х льгот. — Знаешь, Ю рий Сергеевич, — заметил он ка к-то , улыбаясь мне, — в наро­ де недаром говорят: «Если ты маяк, то свети!» А награду свою рассматривай ка к аванс на будущее. Словно она дана тебе лишь за то, что ты еще должен совершить. Это не только справедливые слова. Это слова беспокойные, они не дадут за­ знаться, остановиться, к а к говорят, «почить на лаврах». Я начал в М осковке с помощника машиниста. Был механиком локомотива, бригадиром комплексной бригады, сменным, затем старшим мастером. Т а ко й п у т , характерен для многих, приш едш их сюда из институтов. В депо существует стр ой­ ная, тщательно продуманная система воспитания и роста молодых специалисте): М ы ее в ш у т ку называем «конвейером» Ефима Евсеевича. И если ты попал на этот «конвейер», то тебе пом огут раскрыть все твои таланты и способности, не дадут остановиться на месте, а постоянно будут д ви гать вперед, тебя проп устя т че­ рез несколько «испы тательны х стендов». Проверят, к а к добротный металл, на твердость и гибкость, на устойчивость и хруп кость, обож гут кислотой кр и т и ки , обточат наждаком трудностей, овеят ароматом славы и посмотрят, к а к ты все это выдержишь, на что ты, в конце концов, годен. Нелегко бывает нести бремя большой популярности. Слава может з а кр уж и ть голову, оторвать от той почвы , на ка ко й ты вырос, породить высокомерие, зазнай­ ство и многие другие скверные качества. У ж я-то знаю , по личному опы ту. Сейчас м о гу спокойно говорить об этом. Для меня такая «болезнь» в прошлом. Добрые люди помогли избавиться от нее. И тут особую роль сыграл мой взы скател ьны >: наставник и строгий учитель. Действовал он с присущ ей ему прямотой и неприми­ римостью , нисколько не щадя моего самолюбия, хотя я и чувствовал, что он ува­ ж ает меня. Памятен такой у р о к: были мы с ним делегатами областной партийной конфе­ ренции. Во время заседания подходит ко мне фоторепортер и просит: — Выйдите, пож алуйста, в фойе. Там собралась группа передовиков. Они хотят вместе с вами сфотографироваться для газеты . — Для этого сущ ествую т перерывы. Сейчас меня интересуют вы ступления. — Но нам снимок н уж е н срочно, — продолжает настаивать репортер, иначе мы не успеем его сдать в завтрашний номер. — Товарищ , вы мне мешаете слушать. Сконфуженно пожав плечами, сотрудник газеты удалился. Зи ньков сидел ря­ дом и пока шел разговор, даже бровью не повел. Н о едва отошел фоторепортер, к а к он строго спросил: — Вы понимаете, что сейчас натворили? — К а к будто ничего особенного. А что? — Прежде всего, оскорбили человека, выполняющ его служебное задание. С нимок нужен не ему лично, а редакции. А к а к вы разговаривали с ним? О ткуда этот барский чванливый тон? Я бы на вашем месте немедленно разы скал его и из­ винился.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2