Сибирские огни, 1960, № 3

тые лентами нанайские халаты, резьба по кости у ненцев, эскимосов и чукчей. Это были зачатки народного искусства северян, которое в советское время до­ стигло расцвета. Много различных произведений наро­ дов Севера можно было видеть на вы­ ставке, недавно экспонировавшейся в Ле­ нинграде. Выставка имела несколько разделов: «Орнаментированные бытовые изделия», «Предметы культа», «Совре­ менный рисунок». «Живопись», «Книги», «Первые буквари на языках народов Се­ вера», «Художественная литература», «Люди и их быт». На выставке экспонировались первый эвенкийский букварь, составленный Г. М. Василевич при участии первых студентов-эвенков; замечательное произ­ ведение первого эвенкийского писателя Николая Тарабукина «Мое детство», ил­ люстрированное рисунками самого авто­ ра; книга первого нанайского поэта и прозаика Акима Самара, погибшего смертью героя под Сталинградом; чудес­ ные сказки чукчи Федора Тынэтэгына, иллюстрированные чукотским художни­ ком Вукволом. Большой интерес представляют рабо­ ты художников: ульчи А. Дятала и на­ найца А. Вельды. Андрей Вельды закан­ чивает Академию художеств. Его карти­ ны уже хорошо известны на Дальнем Востоке, в Москве, Ленинграде. Многие из них находятся в Музее Арктики и Ан­ тарктики. Рядом с работами северян экспониро­ вались многочисленные рисунки инициа­ тора выставки Е. К. Эвенбах, изучающей искусство народов Севера с начала 30-х годов. ЮБИЛЕИ СИБИРСКИХ Д Е Р Е В Е Н Ь Ж В Любинском районе Омской области стало входить в традицию празднование юбилеев сел и деревень. Первыми в 1952 году отметили 60-летие своего села жи­ тели Ново-Архангелки. Широко отмечалось в 1958 году 50-летие сел Лыжино и Пестровки. Во время подготовки к юбилею учителя и культпросветработники этих деревень провели беседы на темы: «История засе­ ления наших мест», «Наши земляки — участники Великой Отечественной вой­ ны», «Лучшие люди нашей деревни», «Культура деревни до революции и сей­ час». Были организованы встречи со ста­ рейшими жителями — основателями де­ ревень, оформлены фотовитрины, выве- шаны лозунги и плакаты. На торжествен­ ном заседании старейшим жителям вру­ чены Почетные грамоты и ценные по дарки. В ноябре 1959 года колхозники сель­ хозартели «Заря коммунизма» отметили 40-летие своих деревень Андреевки, Аст- рахановки и Боголюбовки. Колхозники съехались на юбилейный праздник в Бо- голюбовку. Торжественное заседание от­ крыл старейший житель, один из основа­ телей деревни Назар Ефимович Макси­ менко. Собравшиеся прослушали доклад об истории трех сибирских деревень. В 1929 году в Боголюбовке образовались два то­ варищества по совместной обработке зем­ ли, тогда же в деревне появился первый трактор. Через два года были организо­ ваны колхозы «12-я годовщина Октября» и «Северное сияние», слившиеся впос­ ледствии в одну сельхозартель. Укруп­ ненный колхоз «Заря коммунизма» стал экономически крепким хозяйством. Если в 1954 году он имел доход 577 тысяч рублей, то в 1959 году — более трех мил­ лионов. Х И Р О С И М А Н Е П О В Т О Р И Т С Я ! Ж В начале года в выставочных залах Новосибирского отделения Союза худож­ ников были экспонированы работы, по­ священные трагедии Хиросимы. Экспозиция выставки состоит из 10 восьмиметровых панно и 100 рисунков. Все эти работы — свидетельство большо­ го подвига двух художников — супругов Ири и Тосико Маруки. Какую силу ду­ ха надо, иметь, чтобы, похоронив всех своих родных и близких под развалина­ ми атомной бомбардировки, воссоздать эту картину во всех ее ужасных подроб­ ностях! Следует отметить, что если пер­ вые полотна выставки — «Призраки», «Огонь», «Атомная пустыня» — это гнев­ ное обличение тех, кто допустил траге­ дию Хиросимы, то последние работы — «Спасение», «Яидзу», «Сбор подпи­ сей» — полны всепобеждающей веры в силу разума человечества, борющегося за мир. Именно поэтому выставка «Хи­ росима» превратилась из факта искусст­ ва в событие большого общественного значения. В Японии, где выставка экспонирова­ лась более шестисот раз, ее просмотрело 9 миллионов человек. Выставка побыва­ ла в Китае, Корее, Монголии, Западной Германии, Бельгии, Швейцарии, Англии и многих других странах. Уже несколько месяцев эта выставка экспонируется в Советском Союзе. И в каждом городе тысячи людей, стоя перед полотнами японских художников, дают молчаливую клятву: Хиросима не повторится!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2