Сибирские огни, 1960, № 3
ствует о высоковольтных линиях, новых морях, о строителях Южсиба. Хороши, например, стихи «Близ Братска» и «Про сека» — задушевные интонации, инте ресные, точные детали пейзажа, компо зиционно они сделаны добротно. Каж дое стихотворение в отдельности звучит привлекательно. Но когда читаешь под ряд целый цикл таких стихов, невольно замечаешь их однообразие, а главное — отсутствие человека. Из «Просеки» запоминается «сумрач ный сохатый», который вышел «о же лезо почесать бок», и «легкая стремни на проводов», из стихотворения «Близ Братска» — одна мелодичная строка — «На дне морском горят костры», а из «Высоковольтки» и «Ангарска» уже ни что не запоминается, потому что «Вы соковольтка» повторяет «Просеку», только сохатый исчез, да вместо «лег кой стремнины» появились «бетонные башмаки». Об Ангарске мы узнаем, что город строился очень быстро и что «он пророс меж берез и сосен, выше ле са крыши подняв». Описательность и декларативность ни как не дают А. Преловскому «наломать хороших и жарких дров», раскрыть суть конфликтов, обещанных в «Молодости», показать трудовые подвиги строителей. Все выглядит довольно мирно и благопо лучно. Примером того, как вполне ужи ваются описательность и декларатив ность даже в небольшом по размерам стихотворении, может служить, на наш взгляд, четверостишие «Утро». Автор почему-то считает его законченным и достаточно наполненным стихотворени ем. Ранний ветер н ад лесом вышил Облаков золотую кайму. Лесоруб на работу вышел — Сосны Падаю т В ноги Ему. Как будто бы все есть — и пейзаж, и авторское восхищение трудом- лесо руба, и хорошая рифма, и последняя ударная строка, нарочито разбитая чуть ли не по слогам, а читателя эта строфа все же не восхищает: ведь по существу она ничего не изображает. Декларация: «Лесоруб — великан» остается дек ларацией, ничем не подкрепленной; все, что можно представить зрительно, — это падающие сосны, лесоруб только наз ван, названы результаты его труда. Не потому ли поэт и озаглавил стихотворе ние очень условно — «Утро»? Но ведь всякому ясно, что не ради же «золотой каймы облаков» оно написано. Строители в стихах А. Преловского выступают безликой массой. В лучшем случае это «незаметные девушки», «хмурые парни», а зачастую их вооб ще нет. В стихотворении «Станция Би рюса» говорится — Здесь живут и строят толково. И недаром в тугой замес Входит твердый сибирский говор С говорочком калужских мест. Плохо здесь не только то, что ав тор пользуется избитым обыгрыванием говоров и говорочков, плохо то, что во всем стихотворении вообще нет больше слов о людях, о человеческом труде. Их опять подменили ни к чему не обязываю щие строки о природе, о лете, которое «помогало погодой ставить станцию Би рюса». И получается, что как-то сама со бой Вслед за просекой вышла насыпь, На спине пути пронесла... В «Первой улице» сами собой «от стругивали землю грейдеры, и в пляс пускались топоры». В результате — Налево встал квартал брезентовый, Направо — щитовой квартал. В сборнике есть все, что должно быть в стихах о строительстве: и жара, и дождь, и топоры, и грейдер, железно дорожные костыли и бетонные башмаки, брезентовые палатки и щитовые дома, и тайга, и цветы, и новые моря, и т. п., и т. п. Нет только лиц человеческих. И в этом основной существенный недоста ток книги. Есть у «Просеки» и свои достоинства. Во вторую книгу поэт не включил ни одного стихотворения из первого сбор ника. У него накопилось достаточно стихов для новой книги, он много рабо тал, шире стал его поэтический круго зор, богаче жизненный опыт, поэт по пытался выйти за рамки интимных юно шеских переживаний и пассивного со зерцания быта и природы. Но в требо вательности к себе поэт оказался непо следовательным, включив во второй сборник много слабых стихов, предпочтя их лучшим стихам из первого сборника. Поэтическое обогащение А. Преловско го идет пока не вглубь, а вширь. А ведь у поэта есть все возможности. Он мо жет иногда заглянуть в душу современ ника, найти в ней и показать самое ин тересное, сокровенное. Об этом свиде тельствуют «Молодость», «Рядовой эпохи», «Вдали от дома». Правда, наи более удачным психологический рисунок получается пока там, где поэт говорит о себе и любимой («Ни в уме. ни в сердце не держу я» , «А я просыпаюсь в предчувствии чуда», «Я учился языку тайги», «Он в душу заглянул своей подруги»). Но кто сказал, что ему зака заны пути к другим сердцам? Надо толь ко чаще в них заглядывать. Тогда не будет внешне благополучных стихов, погребающих под собой действительные поэтические ценности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2