Сибирские огни, 1960, № 3
•раз мать Егорки говорила о Лагунке: «Проклятущий край, и мы тут не чело веки, а лягушки», а для Егорки этот «проклятущий край» казался целым ми ром, за видимой границей которого — сразу за семафором — начинается не бо, где много пряников и кулаги, очень любимой Егоркой. Стоит лишь чуть переступить границы этого мира — и ты испытаешь множест во опасных и интересных приключений. И если ты решил сходить на небо за кулагой, то первым делом нужно — не пременно тайно—посоветоваться с прия телем и захватить с собой наточенный тут же по всем правилам точильного ре месла нож, которым можно было бы обороняться от разбойников. По дороге на небо теленок покажется тебе страш ным рыжим зверем, а домики на р азъез де , от которого уже отошли на порядоч ное расстояние, — маленькими, игру шечными; темный зев водосточной тру бы под железнодорожным полотном — загадочным местом. Автору книги «Егоркин разъезд» по счастливилось «угадать» многие интерес ные психологические изгибы детской на туры. Он тонко, с затаенной доброй ус мешкой умеет рассказать и о том, как Егорка увлеченно изображает раненого солдата, и о том, как мальчик размыш ляет над человеческими недугами и ста ростью, и о том, как он подвергает ис следованию многие, непонятные для не го поступки взрослых. Жизнь Егорки протекает безмятежно. В безоблачный мир егоркиной жизни лишь изредка про рываются события, его нарушающие: то это страшное, изуродованное войной ли цо солдата, то причуды барина Соколь ского, то тревожный вопрос: «Кто мы, господа или рабочие?» Этот безмятеж ный детский мир выписан автором тща тельно, даже с излишними подробностя ми, и именно здесь он одержал несколь ко художественных побед, позволяющих сказать, что образ Егорки во многом удался писателю. Но вместе с тем не является ли само стремление автора подчеркнуть «дет скость» мира маленького героя залогом последующих идейно - художественных неудач? Думается, что И. Супрун решил лишь часть трудной задачи художественного изображения характера героя. Он на писал его, так сказать, «в статике». Ос тановиться на этом — значит набросать только ряд эскизов, пусть талантливых, образа героя, связь которого с другими персонажами книги намечена, но не развита. Часто включение героя в основное действие ослабевает, и бывают даже та кие моменты, когда он вовсе отступа ет на второй план. И это влечет за со бой вялость в развитии действия, исчез новение обстоятельств, формирующих характер героя. В самом деле: в книге И. Супруна чи татель не найдет ни начала, ни кульми нации, ни «спада» действия к концу по вествования. Каждая глава в этом от ношении абсолютно равноправна, все их можно перемешивать, подобно пешкам одного цвета — и почти ничего не изме нится, так как они связаны между со бой весьма слабо. Ведь с таким же ус пехом Егорка и его товарищи могли схо дить на небо за кулагой и до и после того, как автор познакомил нас с путей скими рабочими в главе «Барак» , то же самое можно сказать и о большинстве остальных глав. В последних сценах Егорка вообще исчезает из поля зрения читателя и кое-где лишь подает реплики на правах зрителя, чтобы совсем не сту шеваться. Автор из каких-то соображе ний нагнетает большое количество побоч ных сюжетных линий, случайных эпизо дов, запутывающих действие, размыва ющих его единство. Он не дает (просто не имеет никакой возможности) своему герою совершить ни одного настоящего,, интересного полезного дела. Вот и полу чается, что о маленьком герое можно рассказывать только разные забавные и нелепые случаи. Но стоит ли писать из-за этого книгу? Автор совершает большую ошибку, не разрабатывая тех сцен своей книги, ко торые у него заканчиваются по принципу: «Вырастешь — узнаешь». В ответ на восторженный отзыв Егорки о Козьме Крючкове отец замечает: «Он сра- жалыцик известный. Только тебе, сы нок, учиться у него нечему». «А по чему?» «Да так»... На этом интересном и очень важном месте автор, к сожале нию, обрывает разговор. При каждом чтении Пушкина «открывалось столько чудес...» — пишет И. Супрун. «Сказки были очень-очень интересные и склад ные». «Вскоре Егорка запомнил многие стихи наизусть». Какое же место занял Пушкин во внутреннем мире Егорки? Если никакого, то зачем этот эпизод в книге? Читатель вправе после прочтения кни ги спросить: во имя чего она написана? Чему может научить юного читателя, чем захватит, увлечет, заинтересует? К какому действию толкнет? Конечно, как и всякая иная книга, написанная о дореволюционной России, может иметь познавательное, а следова тельно, и воспитательное значение. Одна ко книга И. Супруна многое теряет от того, что, по сути дела, не имеет такого героя, которому бы можно было подра жать. Читатель «Егоркиного разъезда» может лишь познакомиться с миром бед ности и бесправия и стоящими над ним зловещими тенями «царя Николашки», Сокольского и Павловского. Интересно задуман отец Егорки — Тимофей Иванович Климов. В первых же двух главах двумя-тремя мазками ав тор сумел создать образ человека боль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2